Идеологическая обработка в вооруженных силах Турции
Подполковник Н. Иванов
Содержание идеологической обработки турецких военнослужащих в определяющей степени зависит от направленности внешнеполитического курса нынешнего руководства Турции, которая обусловлена прежде всего местом и ролью этой страны в блоке НАТО.
Известно, что район Восточного Средиземноморья издавна привлекает взоры империалистов. Стратегическая выгодность этого плацдарма, по оценкам экспертов НАТО, очевидна. Владея им, можно не только контролировать международные пинии, связывающие Европу с Азией и Африкой, оказывать влияние на процессы, происходящие на Ближнем Востоке, но и иметь кратчайший путь для выхода к границам социалистических стран. Апологет "холодной войны" британский лидер У. Черчилль называл в свое время этот регион "мягкой подбрюшиной" Европы, через которую можно легко врезаться клином в Центральную Европу.
И сегодня военно-политические круги НАТО планируют использовать Восточное Средиземноморье в агрессивных целях. Именно на южном фланге Североатлантического блока сосредоточено артиллерии в 1,9 раза, личного состава боевых частей и самолетов ударной авиации в 2,6 раза, боевых вертолетов в 5,8 раза больше, чем у стран Варшавского Договора. По данным иностранной печати, только в составе турецких вооруженных сил имеются четыре развернутые полевые армии. Турецкая армия - вторая по численности в НАТО после американской.
Идя на поводу у Вашингтона, объявившего Ближний Восток и Восточное Средиземноморье "сферой своих жизненных интересов", Турция превратилась в форпост Соединенных Штатов в этом регионе. В настоящее время на ее территории содержится около 60 американских военных объектов, в том числе склады ядерного оружия. Для его доставки к цели предполагается использовать самолеты F-16 и F-111. Как сообщила газета "Джумхуриет", в Анатолии уже полным ходом идет строительство новых складов для ядерных боеприпасов.
В стране активно осуществляется пятилетняя (1988-1992) программа модернизации турецких вооруженных сил. Начиная с 1981 года военные расходы выросли втрое и в настоящее время превышают 2,9 млрд. долларов. Одновременно расширяется помощь со стороны партнеров по Североатлантическому блоку. Турция занимает третье место после Израиля и Египта по размерам получаемой от США военной помощи. В текущем финансовом году она составит 490 млн. долларов. Предоставляет Анкаре военную помощь и ФРГ. В ближайшие годы она поставит Турции 150 танков "Леопард", самолеты F-104, значительное количество радиолокационного оборудования. Не остаются в стороне и другие натовские страны.
Реализуется договор с американской корпорацией "Дженерал дайнэмикс" о совместном производстве на территории Турции тактических истребителей F-16. Всего запланировано выпустить 152 самолета этого типа. С 1986 года с помощью западных стран производятся ПТУР "Toy". Заметное развитие в последние годы получило военное кораблестроение. Осуществляются и другие военные программы. Таким образом, вооруженные силы Турции переживают период интенсивного развития, что полностью отвечает гегемонистским планам США, направленным на создание угрозы Советскому Союзу и другим социалистическим странам с южного направления.
Неотъемлемой частью подготовки войск к войне согласно турецким военным уставам и наставлениям является идеологическая обработка военнослужащих, проводимая военно-политическим руководством страны с помощью соответствующего аппарата. Она рассматривается как главное средство внушения солдатам и офицерам выгодных для правящих кругов идей, стереотипов мышления и поведения, то есть, другими словами, обеспечения политической "благонадежности" вооруженных сил.
Основной формой идеологической обработки личного состава являются занятия по "моральному воспитанию", проводимые командирами взводов и рот 2-3 раза в неделю. Их продолжительность час.
Наряду с групповыми занятиями проводятся и индивидуальные беседы. В "Пособии по моральному воспитанию" указывается, что такая беседа является одним из важнейших "путей влияния" на подчиненных. Именно при такой форме работы с личным составом, подчеркивается в этом пропагандистском издании, офицеру легче выявить наличие у солдат "опасных мыслей". Для унтер-офицерского и младшего офицерского состава организуются лекции, конференции, диспуты в полковых (гарнизонных) клубах.
В работе с личным составом войск используются и другие формы массовой работы: митинги у могил "погибших героев", торжества по случаю государственных и военных праздников. В пропагандистских целях широко рекламируется участие турецких военнослужащих в различных военных состязаниях, организуемых [13] в рамках блока НАТО.
Одним из эффективных средств воздействия на турецких военнослужащих считается радио. Регулярные передачи для солдат ведут полковые радиоузлы. Кроме того, они транслируют часть передач государственных широковещательных радиостанций, националистическая и милитаристская направленность которых в последнее время заметно усилилась. Раз в неделю турецкое радио ведет передачу специально для военнослужащих. Программа называется "Час вооруженных сил" и прослушивается солдатами организованно в присутствии командиров. Наряду с радио все большее место в идеологической обработке турецких военнослужащих отводится телевидению.
В последнее время военно-политическое руководство Турции осуществило комплекс мер, направленных на усиление в системе пропаганды "Организации турецкого радио и телевидения", которая, по заявлению президента страны К. Эврена, "призвана стать главным орудием борьбы с чуждыми турецкой нации идеологиями, и прежде всего коммунистической".
Правительство значительно увеличило государственные ассигнования на радио и телевидение, выросла численность персонала, модернизирована техническая база телевидения и радиовещания, что позволило существенно расширить масштабы теле- и радиопропаганды. С помощью ФРГ, Японии и Канады построены новые телевизионные и ретрансляционные станции, что обеспечило прием телепередач практически на всей территории страны. Возрос общий объем радиопередач как центрального радио Анкары, которое вещает по трем программам свыше 50 ч в сутки, так и местных радиостанций, имеющихся во всех крупных городах Турции.
Немаловажное значение в идеологической обработке личного состава турецкое командование отводит печатной пропаганде, которая рассчитана в основном на унтер-офицерский и офицерский состав. Для этих категорий военнослужащих генеральным штабом систематически издаются специальные тематические брошюры и пособия антикоммунистической направленности. Кроме того, в армии распространяются различные военные журналы и газеты.
Одним из каналов "морального воспитания" личного состава турецкие военные социологи считают исламскую религию. Для проведения религиозной обработки практически в каждом гарнизоне имеется мечеть. Там, где мечетей нет, созданы комнаты религиозных обрядов, в которых служба совершается не имамом, а солдатом, закончившим до призыва в армию медресе. Посещение мечетей и комнат религиозных обрядов не обязательно, но командование части держит под контролем и этот метод воздействия на умы военнослужащих.
Основным содержанием идеологической обработки турецких военнослужащих являются антисоветизм и антикоммунизм. Особые усилия направляются на дискредитацию внутренней и внешней политики Советского Союза, его миролюбивых инициатив на международной арене, в районе Восточного Средиземноморья. Искажаются или вообще предаются забвению события, свидетельствующие об установлении дружбы между Советской Россией и Турцией, у истоков которой стояли В. И. Ленин и К. Ататюрк. Замалчивается бескорыстная помощь, оказанная СССР в годы национально-освободительной борьбы, принижается значение исторического подвига советского народа в разгроме фашизма, скрывается от турецких военнослужащих информация о происходящих в СССР глубоких преобразованиях в социально-экономической, политической и духовной областях.
По-прежнему в антисоветской пропаганде активно используется лживый лозунг о "советской военной угрозе". Турецкому солдату внушают, что русский народ был и остается "историческим, извечным противником турецкой нации" и что СССР якобы "готовится к агрессии против Турции". Одним из примеров лжи о "красной угрозе" является статья в газете "Миллиет", комментирующая "сценарий русско-турецкой войны", подготовленный специалистами из Пентагона. В этом пространном "исследовании" подчеркивается, что "постоянную угрозу для Турции представляют советские войска, расположенные вдоль советско-турецкой сухопутной границы. А в случае начала войны в Восточную Анатолию вторгнется 20 русских дивизий". Подобные провокационные материалы сопровождаются схемами и диаграммами для того, чтобы придать им убедительный характер, запугать турецкого солдата "кровожадным северным соседом".
Усиленным нападкам подвергается Коммунистическая партия Турции. Учитывая неграмотность и религиозный фанатизм значительной части солдат, военные идеологи извращают истинные цели борьбы коммунистов. Пропаганда представляет их как "безбожников", "врагов нации", "предателей", "агентов Москвы". Манипулируя лживыми тезисами об "угрозе коммунизма", турецкое руководство тем самым оправдывает массовый террор, репрессии против народа, не прекращающиеся с 1980 года. Военные пропагандисты в основу идеологического оболванивания положили лжедоказательства о том, что прибытие в страну накануне всеобщих парламентских выборов в ноябре 1987 года лидеров Компартии Турции X. Кутлу и Рабочей партии Турции Н. Саргына якобы с целью осуществления подрывной деятельности и пропаганды - это не что иное, как "дело рук Москвы", а сами они являются "агентами СССР", "врагами турецкого народа".
Среди личного состава ведется широкая антиболгарская пропаганда. Причины прошлых балканских войн объясняются якобы стремлением болгар "истребить турецкую нацию", "уничтожить мусульманскую религию". Для привития к ним ненависти широко используется тезис о необходимости "освобождения [14] от болгарского ига" родопских турок, проживающих на территории Болгарии, в связи с чем лицемерно проливаются слезы о судьбе "единокровных братьев", об их "тяжелом" положении и "трудной" жизни в этой стране. Так, широкое распространение в казармах получила опубликованная в 1986 году в Турции книга К. Йозбира "Болгарскому руководству не скрыть истины". В ней с псевдонаучных позиций автор пытается доказать, что "на территории Болгарии всегда проживали турки, а северные славянские племена потеснили их. Поэтому необходимо восстановить историческую справедливость и вернуть Турции ее исконные земли".
Одно из центральных мест s идеологической обработке личного состава вооруженных сил занимает пропаганда воинствующего национализма, базирующегося на пантюркизме и панисламизме. Воспитывая военнослужащих в националистическом духе, военные пропагандисты утверждают, что солдаты и офицеры, как и вся турецкая нация, обладают безусловным превосходством над военнослужащими и народами других стран. Армейские средства массовой информации регулярно подчеркивают, что нынешние турецкие военнослужащие являются наследниками боевых традиций, "завоеванных в Корее героизмом турецкой бригады общей численностью 4,5 тыс. человек", где их участие более 35 лет назад будто бы стало "решающим" во всей войне, позволило изменить ход событий в пользу стран империалистической коалиции.
Пантюркисты призывают солдат быть в готовности "освободить" территорию Азербайджана и других советских республик, населенных народами, говорящими на тюркских языках. Особую активность в этом плане проявляют специализирующиеся на освещении положения тюркоязычных народов в СССР журнал "Эмель", а также различного рода эмигрантские, пантюркистские и панисламистские издания. Авторы антисоветских пасквилей делают выводы о необходимости "отделения родины крымских татар от Советского Союза и их слияния с великим тюркским миром".
В тесной связи с националистической строится милитаристская пропаганда "боевых традиций" турецкой армии. Восхваляются мнимые победы над русскими войсками в русско-турецких войнах прошлого. Солдатам внушается мысль, что каждый из них "как истинный турок должен в будущей войне еще раз продемонстрировать славные традиции предков". Прославляются походы турецких войск по районам Закавказья в 1918-1920 годах, участие в 50-х годах в корейской войне на стороне американских агрессоров, военные победы над греками, в особенности оккупация значительной части Кипра в 1974 году. Неудачи и поражения турецких войск при этом сознательно замалчиваются, все их действия преподносятся как подвиги, примеры воинской доблести.
Значительное место в идеологической обработке личного состава занимает антигреческая пропаганда, являющаяся составной частью широкой кампании, развернутой в последнее время в Турции. Спекулируя на исторически сложившемся традиционном недоверии турок к грекам, военные пропагандисты рассказывают личному составу о якобы имевших место "зверствах греков на Кипре", "преследовании турок, живущих в Греции" и т. д. Утверждается, что Греция, стремясь к гегемонии в регионе, концентрирует свои войска, угрожает Турции развязыванием военного конфликта. Поэтому турецких солдат призывают "быть в готовности еще раз проучить греков", как это уже было в 1974 году.
В последнее время заметно активизировалась пропаганда "атлантической солидарности" и "боевого содружества" турецких и американских солдат в связи с политикой армейской верхушки, крупной монополистической буржуазии, направленной на укрепление турецко-американских связей, особенно в военной области. Официальная пропаганда неизменно указывает на особую роль и важность Турции в системе НАТО "как бастиона на пути советской экспансии в Средиземноморье и районе Персидского залива". Согласно опубликованной в начале 1987 года "военно-стратегической концепции", разработанной в Анкаре, страна, мол, окружена со всех сторон врагами, среди которых называются СССР и Болгария, и "защищает от стран Варшавского Договора 37 проц. всех границ блока НАТО". При этом всячески демонстрируются выгоды, которые будто бы получает Турция как член блока. Помимо укрепления боевого духа турецких военнослужащих, данная пропагандистская кампания призвана нейтрализовать в армейской среде антиамериканские настроения.
Основой содержания религиозной пропаганды среди турецких военнослужащих является "джихад" - учение ислама о "священной войне за веру" с целью приведения неверных ("гяуров") в покорность аллаху.
Концепция "джихада" на протяжении всей многовековой истории ислама нередко служила для оправдания экспансионистских завоеваний и агрессивных устремлений мусульманских правителей. Сейчас она прочно заняла свое место в системе идеологической обработки личного состава турецких вооруженных сил, направленной на подготовку к войне против СССР, Болгарии и других социалистических стран. Характерным моментом в использовании этой концепции в турецкой армии является утверждение, что священной считается война не против любых иноверцев, а лишь против СССР и его союзников и что даже мусульмане, проживающие на территории этих государств, также подлежат уничтожению в случае, если они будут защищать свою родину. Ибо это доказывает, что они, мол, продались неверным.
Однако по отношению к иноверцам из НАТО духовенство утверждает, что они прежде всего союзники и что вступление Турции в НАТО - это "дело, угодное [15] аллаху, ибо оно спасло страну от коммунистической угрозы". Это высказывание свидетельствует о том, что концепцию "джихада" в том виде, в каком она используется в религиозной обработке, пронизывает откровенный антикоммунизм.
Турецким солдатам внушается мысль о "советском вмешательстве в афганскую проблему", о "стремлении" Советского Союза "захватить Афганистан" и т. д. Эти домыслы дополняются измышлениями о неких муках и издевательствах, которым якобы подвергаются советские мусульмане. Утверждается, что такая же судьба ожидает и афганских мусульман. Борьба контрреволюции против народной власти в Республике Афганистан выдается за пример истинного "джихада", к которому должны быть постоянно готовы все турецкие военнослужащие.
Новобранцам внушают мысль и о том, что военная служба является богоугодным занятием. "Наш пророк учит, - говорится в пособии "Уроки для рядового", - что выполнять воинский долг - это значит совершать такое благое дело, которое больше, чем 40 лет молитвы", и что в войне против "неверных" воины аллаха могут творить любые беззакония и произвол в отношении противника, поскольку война с "врагами истинной веры" якобы снимает с них всякую ответственность за совершенные ими действия.
Военные священнослужители постоянно твердят, что неверующие - это коммунисты, и добиваются того, чтобы со словом "коммунист" у военнослужащих ассоциировались представления о коварстве, распущенности, замыслах и кознях против мусульман. Преследуется цель так отравить сознание солдат и офицеров, чтобы в каждом коммунисте они видели жестокого врага, противника всего доброго и справедливого. Тем самым муллы стремятся выработать у личного состава автоматически враждебную реакцию на все, что связано с социалистическими странами.
Посредством пропаганды фатальной неизбежности судьбы военные муллы пытаются подавить у военнослужащих чувство страха перед возможной гибелью в бою, стараются сделать из них "сознательных смертников" во имя веры. Они утверждают, что человек лишь раб божий, он подобен трупу в руках обмывальщика. Эти утверждения основываются на положениях Корана, в которых говорится, что "не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал аллах", "все, что должно произойти, давно написано в ясном оригинале".
Прикрываясь тем же Кораном, исламские священнослужители запугивают солдат страшными карами за попытку оставить поле боя и дезертировать. "О те, которые уверовали! Когда вы встретите тех, кто не веровал, в движении,- говорится в Коране, - то не обращайте к ним тыл. А кто обратит к ним тыл, если не для поворота к битве или для присоединения к отряду, тот навлечет на себя гнев аллаха". Одновременно их уверяют в том, что всем погибшим на войне, всем совершившим подвиги во имя аллаха заранее обеспечено отпущение грехов и пребывание в раю. "Убей красного - и ты попадешь в рай, - говорится в одном из наставлений по идеологической обработке. - Если убьешь двух красных, можешь взять с собой жену в рай. А тому, кто убьет трех и больше красных, аллах разрешит взять в рай всех, кого он только пожелает". Солдат всячески убеждают в том, что "лучшая смерть - это смерть с молитвой на устах и с винтовкой в руке". В целом содержание идеологической обработки турецких военнослужащих полностью подчинено агрессивному проамериканскому внешнеполитическому курсу страны и призвано превратить армию в послушное орудие правящих военно-политических кругов Турции.