Бронетанковая техника ФРГ
Полковник Н. Фомич
Как известно, ФРГ является активной участницей блока НАТО. Командование бундесвера наряду с проведением различных мероприятий в плане наращивания боевой мощи вооруженных сил большое внимание уделяет оснащению их новыми, более эффективными образцами оружия и боевой техники.
В зарубежной печати подчеркивается, что Западная Германия в настоящее время занимает одно из ведущих мест среди капиталистических государств в области разработки и производства современного вооружения. Ее промышленность почти полностью удовлетворяет потребности бундесвера в основных видах оружия и боевой техники, в том числе бронетанковой.
После создания в середине 50-х годов бундесвера его сухопутные войска оснащались главным образом американскими образцами бронетанковой техники, прежде всего танками М47 и М48. Первые в последующем были заменены западногерманскими танками "Леопард-1", а вторые после модернизации (установлены 105-мм нарезная пушка и дизельный двигатель) были переданы территориальным войскам (650 единиц).
До недавнего времени основу танкового парка сухопутных войск ФРГ составляли танки "Леопард-1" различных модификаций. Всего их насчитывается более 2430 единиц. Затем их дополнили 1800 новых танков "Леопард-2", поставки которых были завершены в середине 1987 года.
Танк "Леопард-1" (рис.1), созданный западногерманской фирмой "Краусс-Маффей", был принят на вооружение бундесвера в 1963 году. Он также имеется в армиях восьми стран блока НАТО и Австралии.
Машина имеет классическую компоновку. Корпус сварен из катаных броневых листов, башня литая. Максимальная толщина лобовой брони корпуса 70 мм (под углом 60°).
Основным вооружением танка является английская 105-мм нарезная пушка L7A3. В боекомплект (60 выстрелов) входят бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, кумулятивные и бронебойно - фугасные с пластическим ВВ. Один 7,62-мм пулемет спарен с пушкой, а второй установлен на турели перед люком заряжающего. По бортам башни смонтированы гранатометы для постановки дымовых завес.
Наводчик пользуется стереоскопическим монокулярным дальномером и телескопическим прицелом, а командир - панорамным прицелом, который в темное время суток заменяется инфракрасным.
Как отмечается в иностранной печати, танк обладает сравнительно высокой подвижностью, что обеспечивается использованием 10-цилиндрового V-образного дизельного двигателя мощностью 830 л. с. и гидромеханической трансмиссии. Подвеска ходовой части торсионная, гусеницы с резинометаллическим шарниром.
Танк оснащен фильтровентиляционной установкой и системой противопожарного оборудования. С помощью оборудования для подводного вождения могут преодолеваться водные преграды глубиной до 4 м.
На базе танка "Леопард-1" было создано семейство бронированных машин различного назначения, в том числе ЗСУ "Гепард", бронированная ремонтно-эвакуационная машина "Стандарт", танковый мостоукладчик, саперный танк "Пионирпанцер-2".
В начале 70-х годов в ФРГ с целью повышения боевых качеств танка "Леопард-1" была проведена его поэтапная модернизация. Усовершенствованный вариант "Леопард-1 А1" [26] (сейчас насчитывается 1845 единиц) отличается от оригинала главным образом наличием двухплоскостного стабилизатора орудия. На танке "Леопард-1А2" (232 единицы), кроме того, усилено бронирование башни и используются бесподсветочные приборы ночного видения.
На танках "Леопард-1А3" (110 единиц) и "Леопард-1А4" (250 единиц) установлена новая сварная башня с разнесенным бронированием. На последнем варианте применена новая система управления огнем, включающая электронный баллистический вычислитель, комбинированный (дневной и ночной) панорамный прицел командира со стабилизированной линией прицеливания и основной прицел наводчика со стереоскопическим дальномером.
В настоящее время осуществляется дальнейшая модернизация танка "Леопард-1А1" в вариант "Леопард-1А5". До 1992 года намечено поставить бундесверу 1300 таких машин. Основные работы заключаются в оснащении танка более современными элементами системы управления огнем, в частности прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом. Внесены отдельные усовершенствования в стабилизатор орудия. В будущем возможна замена 105-мм нарезной пушки гладкоствольной калибра 120 мм.
В 1979 году в танковые бригады сухопутных войск ФРГ стали поступать новые танки "Леопард-2", созданные фирмой "Краусс-Маффей". Всего они получили 1800 единиц. Танк "Леопард-2" состоит также на вооружении армий Нидерландов (445 единиц) и Швейцарии (из 380 единиц 346 будут изготовлены по лицензии).
Танк "Леопард-2" (рис. 2), как считают иностранные специалисты, по своим боевым свойствам примерно в 1,5-2 раза превосходит "Леопард-1", Он разрабатывался практически одновременно с американским танком М1 "Абрамс".
Корпус и башня танка "Леопард-2" сварные, броня многослойная. Имеется система защиты от оружия массового поражения.
В бронированной башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка, стабилизированная в двух плоскостях наведения. С ней спарен 7,62-мм пулемет. Второй пулемет такого же калибра смонтирован над люком заряжающего. На бортах кормовой части башни находятся дымовые гранатометы. В боекомплект пушки входят 42 выстрела унитарного заряжания с оперенными снарядами двух типов: бронебойным подкалиберным с отделяющимся поддоном и многоцелевым (кумулятивного и осколочно-фугасного действия), Система управления огнем включает бинокулярный прицел наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом, панорамный перископический прицел командира со стабилизированной линией прицеливания, электронный баллистический вычислитель, а также различные датчики нестандартных условий стрельбы.
Моторно-трансмиссионное отделение находится в задней части корпуса, где установлены 12-цилиндровый V-образный многотопливный двигатель MB 873 Ка-501 жидкостного охлаждения с турбонаддувом и гидромеханическая трансмиссия HSWL-354. Высокая удельная мощность (более 27 л. с./т) обеспечивает танку "Леопард-2" хорошую подвижность, в том числе на пересеченной местности.
Ходовая часть включает семь опорных катков и три поддерживающих ролика на сторону и гусеницы с резинометаллическим шарниром. Траки имеют съемные резиновые подушки. Подвеска торсионная, с дисковыми фрикционными амортизаторами на первом, втором, третьем, шестом и седьмом опорных катках.
Танк оснащен автоматической системой противопожарного оборудования, обогревателем, средствами [27] радиосвязи. Для преодоления водных преград глубиной до 4 м предусмотрено использование оборудования для подводного вождения.
Судя по сообщениям зарубежной прессы, западногерманские фирмы "Порше" и "Крупп-Мак машиненбау" на базе танка "Ле-опард-2" разрабатывают бронированную ремонтно-эвакуационную машину "Бергепанцер-3", которая будет оснащена мощным специальным оборудованием.
В настоящее время в ФРГ ведутся работы по созданию танка следующего поколения, предварительно названного "Леопард-3". Пока еще окончательно не определены схемы компоновки, способы бронирования, тип вооружения и ряд других аспектов. Но совершенно очевидно стремление максимально использовать в этой боевой машине последние научно-технические достижения. Иностранные эксперты считают, что новый западногерманский танк будет оборудован новейшими автоматизированными системами, позволяющими осуществлять наблюдение и вести эффективный огонь днем и ночью в любых метеорологических условиях. Возможно использование автомата заряжания пушки. Фирма "Рейнметалл" уже приступила к созданию новых типов боеприпасов для танковых пушек калибров 105 и 120 мм, в том числе управляемых подкалиберных оперенных снарядов. Один из них, предназначенный для поражения боевых вертолетов на дальностях 2500-5000 м, будет оснащен головкой самонаведения, а второй при стрельбе (до 5000 м) будет наводиться на цель по лазерному лучу.
ФРГ стала первой страной на Западе, создавшей боевую машину пехоты. БМП "Мардер" (рис. 3) была принята на вооружение бундесвера в 1971 году (всего поставлено 2436 единиц).
Корпус машины сварен из стальных листов. Лобовая броня обеспечивает защиту от 20-мм снарядов. В передней его части расположены два отделения: управления (слева) и моторно-трансмиссионное. Дизельный двигатель и гидромеханическая трансмиссия выполнены в едином блоке, который в полевых условиях можно заменить за 30 мин.
На двухместной бронированной башне находится лафет с 20-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Второй пулемет такого же калибра смонтирован на поворотной установке с дистанционным управлением [28]. Огонь из пушки могут вести как наводчик, так и командир. Оба они имеют перископические прицелы, которые в темное время суток заменяются ночными ИК прицелами. Приводы наведения пушки электрогидравлические. На лафете смонтированы дымовые гранатометы и закреплен прожектор видимого света и ИК излучения. По бортам десантного отделения есть амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия, не покидая машины. На крыше десантного отделения находятся люки, а в корме - откидывающаяся вниз аппарель с гидроприводом.
Ходовая часть машины включает по шесть опорных катков и три поддерживающих ролика на сторону. Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами на двух передних и двух задних опорных катках.
БМП "Мардер" оснащена фильтровентиляционной установкой, автоматической системой противопожарного оборудования (ППО), средствами радиосвязи. Машина неплавающая. После кратковременной подготовки может преодолевать броды глубиной до 2 м. Более глубокие водные преграды она может преодолеть только с помощью специального съемного плавсредства (надувных поплавков). Движение на воде со скоростью до 6 км/ч обеспечивается за счет перематывания гусениц.
В начале 80-х годов БМП "Мардер" подверглась частичной модернизации. Ее огневая мощь, в том числе способность вести борьбу с бронированными целями, была повышена путем монтажа на лафете (справа от пушки) пусковой установки ПТУР "Милан". Пушка снабжена усовершенствованной двухленточной системой подачи боеприпасов, позволяющей быстро переходить с одного типа снаряда на другой. Примерно на 1000 машинах ИК прицелы были заменены тепловизионными. В будущем возможно использование автоматической пушки калибра 25 мм.
Гусеничное шасси БМП применено в самоходном всепогодном ЗРК "Роланд-2" и самоходной РЛС обнаружения воздушных целей. В Аргентине с помощью западногерманской фирмы "Тиссен-Хеншель" был налажен выпуск танка ТАМ и боевой машины пехоты VCTP, созданных также на базе БМП "Мардер". Танк ТАМ (боевая масса 30 т) вооружен 105-мм нарезной пушкой. Аргентинские сухопутные войска получили около 300 таких танков и БМП.
В настоящее время основным средством перевозки пехоты являются американские БТР Ml13 и М113А1, которых, включая созданные на их базе специальные машины, насчитывается около 2600 единиц. Состоявшие ранее на вооружении сухопутных войск ФРГ гусеничные бронетранспортеры HS-30 были заменены боевыми машинами пехоты "Мардер".
В 1979 году на вооружение был принят колесный (6х6) бронетранспортер TPz-1 "Фукс" (рис. 4), созданный вышеупомянутой фирмой "Тиссен-Хеншель". Всего бундесверу поставлено около 1000 единиц, большую часть которых составляют машины специального назначения (командно-штабные, транспортные, радиационной и химической разведки, инженерные, с РЛС "Разит", со средствами РЭБ).
В конструкции данного БТР использованы отдельные элементы серийных военных автомобилей. Броня сварного корпуса обеспечивает защиту от пуль и осколков. В его передней части находится отделение управления, в котором размещаются водитель и командир. За ним расположено моторно-трансмиссионное [29] отделение, а далее - десантное (десять полностью экипированных пехотинцев).
Бронетранспортер вооружен 7,62-мм пулеметом. По бортам корпуса смонтированы дымовые гранатометы. Имеется фильтровентиляционная установка. Водные преграды TPz-1 "Фукс" преодолевает без предварительной подготовки. Движение и управление на плаву осуществляются при помощи гребных винтов, расположенных в нишах кормы машины.
В начале 80-х годов фирмой "Краусс-Маффей" на колесной базе этого БТР были созданы и испытаны шесть опытных образцов ЗСУ "Уайлдкэт" (рис. 5). Она вооружена двумя 30-мм автоматическими пушками "Маузер", установленными по бортам вращающейся бронированной башни. Максимальная эффективная наклонная дальность стрельбы 3000 м. Для обнаружения воздушных целей используется импульсно-доплеровская РЛС (дальность действия до 18 км). Сопровождение выбранной цели осуществляется с помощью телевизионной аппаратуры. В систему управления огнем входят лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Два последних опытных образца ЗСУ были также оснащены РЛС сопровождения.
Военная промышленность ФРГ производила и другие колесные бронетранспортеры. Так, фирма "Тиссен машиненбау" выпустила более 1000 колесных (4х4) бронетранспортеров UR-416, большая часть которых экспортирована в страны Южной Америки и Африки, а также в Грецию, Испанию, Нидерланды и Турцию. Этот БТР, используемый в основном в полицейских подразделениях, имеет противопульное бронирование, вооружен 7,62-мм пулеметом. Данная фирма к середине 80-х годов выпустила более 200 плавающих колесных (4х4) бронетранспортеров ТМ-170, которые поступили в войска пограничной охраны. В 1981 году фирма "Тиссен-Хеншель" приступила к производству плавающих колесных (4х4) бронетранспортеров "Кондор", поставленных затем армиям Малайзии (459 единиц), Турции, Уругвая и Эквадора.
Для ведения разведки в сухопутных войсках ФРГ применяются колесные боевые разведывательные машины "Лукс" (насчитывается 408 единиц). Ими были заменены устаревшие гусеничные бронетранспортеры SP1A.
Колесная (8х8) БРМ "Лукс" (см. цветную вклейку) создана фирмой "Тиссен-Хеншель" в начале 70-х годов. Ее особенностью является возможность движения вперед и назад с одинаково высокой скоростью (90 км/ч), поэтому в кормовой части корпуса имеется второе отделение управления, а функции водителя выполняет радист.
Корпус машины сварен из катаных стальных листов. Лобовая броня защищает от 20-мм снарядов. БРМ оборудована фильтровентиляционной установкой.
В двухместной бронированной башне размещаются командир и наводчик. Основное вооружение - 20-мм автоматическая пушка (боекомплект 375 снарядов). Над командирским люком смонтирован 7,62-мм пулемет. По бортам башни установлены четырехствольные дымовые гранатометы.
10-цилиндровый V-образный многотопливный двигатель выполнен в едином блоке с гидромеханической трансмиссией. Моторно-трансмиссионное отделение находится в средней части корпуса. Оно хорошо изолировано. На БРМ применены специальные звукопоглощающие перегородки. Отмечается, что на расстоянии 50 м движущуюся машину почти не слышно. Для снижения температуры выхлопных газов они перед выбросом смешиваются с воздухом.
Подвеска ходовой части балансирная, с пружинными рессорами и гидравлическими амортизаторами. Все колеса ведущие и управляемые. Есть система централизованной подкачки воздуха в шины. Машина плавающая. Движение и управление на плаву осуществляется с помощью двух гребных винтов, расположенных в нишах кормовой части корпуса.
БРМ "Лукс" оснащена навигационной системой, средствами связи, автоматической системой ППО моторно-трансмиссионного отделения.
Для воздушно-десантных войск сухопутных сил ФРГ фирмой "Порше" создана легкая гусеничная боевая машина "Визель". В 1986 году четыре ее усовершенствованных опытных образца прошли войсковые испытания.
Сварной бронированный корпус машины защищает от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин. В его передней части справа размещается механик-водитель, а слева находится моторно-трансмиссионное отделение. Пятицилиндровый дизельный двигатель выполнен в одном [30] блоке с автоматической трансмиссией.
Ходовая часть включает по четыре опорных катка и одному поддерживающему ролику на сторону. Подвеска торсионная. Машина обладает хорошей подвижностью на пересеченной местности и отличается малой шумностью при движении. Вследствие небольшой массы она может перебрасываться военно-транспортными самолетами и вертолетами, приспособлена к десантированию на парашюте.
Предусмотрены два варианта вооружения: американский ПТРК "Toy" или 20-мм автоматическая пушка Мк 20Rh 202, смонтированная в одноместной бронированной башне (рис. 6). Для наблюдения и ведения огня из пушки наводчик использует перископический прицел PERI Z-16, заменяемый в темное время суток ночным бесподсветочным прицелом.
Командование бундесвера планирует закупить для своих воздушно-десантных войск 343 легкие боевые машины "Визель", из которых 210 будут вооружены ПТРК "Toy". Поставки машин намечено осуществить в период 1989-1992 годов, в будущем на базе машины "Визель" возможно создание командирской и разведывательной машин, а также самоходного ЗРК "Стингер".
В начале 60-х годов западногерманские фирмы "Ханомаг" и "Хеншель" на базе унифицированного гусеничного шасси создали 90-мм самоходную противотанковую пушку "Ягдпанцер" и самоходную пусковую установку "Ракетенягдпанцер" с ПТУР SS-11 (ручная система управления). В истребительно-противотанковые подразделения сухопутных войск было поставлено соответственно 770 и 370 таких боевых средств.
После нескольких лет эксплуатации с целью повышения боевых возможностей этих установок было принято решение переоборудовать их в самоходные ПТРК. Этим занялась фирма "Тиссен-Хеншель". С 1978 по 1983 год 316 установок "Ракетенягдпанцер" были перевооружены более современными противотанковыми ракетными комплексами "Хот" с полуавтоматической системой управления. Данный самоходный ПТРК получил наименование "Ягуар-1". Его возимый боекомплект состоит из 20 ракет "Хот" (дальность стрельбы 4000 м), которые в последующем стали заменяться усовершенствованным вариантом - "Хот-2".
В период с 1983 по 1985 год из 770 самоходных противотанковых пушек "Ягдпанцер" 162 были перевооружены ПТРК "Toy", а остальные переданы в территориальные войска. Новый самоходный комплекс получил название "Ягуар-2" (рис. 7). Пусковая установка при переводе в походное положение опускается вниз. Для обеспечения стрельбы в ночных условиях применяется тепловизионный прицел AN/TAS-4.
Броневая защита обоих самоходных ПТРК была усилена за счет закрепления дополнительных стальных листов на лобовую часть и борта корпуса. В качестве дополнительного вооружения установлены 7,62-мм пулеметы. Комплексы оснащены фильтровентиляционными установками, имеют средства радиосвязи. Максимальная скорость движения по шоссе 70 км/ч, запас хода до 400 км.
Из последних разработок бронетанковой техники в ФРГ иностранные специалисты выделяют легкую многоцелевую боевую машину "Пума", созданную в [31] инициативном порядке фирмами "Краусс-Маффей" и "Диль". На ее базе планируется выпускать целое семейство сравнительно дешевых машин различного назначения, в том числе командно-штабную, разведывательную, БМП, бронетранспортер, легкий танк, самоходный ПТРК, 120-мм самоходный миномет, ЗСУ, самоходный ЗРК, минный заградитель, БРЭМ.
Гусеничные шасси этих машин будут иметь модульную конструкцию. Намечены три их основных варианта в зависимости от боевой массы: 16-22 т, 23-28 т и 29-34 т (соответственно четыре, пять и шесть опорных катков на сторону). Компоновка предусматривает переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. На первом базовом варианте машины "Пума" установлен дизельный двигатель мощностью 440 л. с., а на втором и третьем - мощностью 600 л. с.
Корпуса машин сварены из стальных броневых листов. В конструкции применены отдельные элементы, узлы и агрегаты уже состоящих на вооружении образцов бронетанковой техники. Это, по мнению западногерманских специалистов, сокращает производственные и эксплуатационные расходы, обеспечивает высокую надежность и ремонтнопригодность. Машины будут оснащены системами защиты от ОМП, автоматическими системами ППО, средствами связи и другим оборудованием в соответствии с требованиями заказчика.
К настоящему времени на базе машины "Пума" созданы и прошли испытания опытные образцы боевой машины пехоты и 120-мм самоходного миномета. На БМП (рис. 8) установлена двухместная бронированная башня с 25-мм автоматической пушкой "Маузер". Эта машина также проходила сравнительные испытания в Турции, где наряду с ней были представлены американская БМП AIFV и английская MCV-80 "Уорриор". Остальные образцы всё еще находятся в стадий разработок.
Как видно из вышеизложенного, в ФРГ вопросам создания образцов бронетанковой техники, в первую очередь танков, и оснащения ими сухопутных войск уделяется значительное внимание. При их разработке и производстве используются новейшие технологические достижения. На эти цели расходуются огромные денежные и материальные средства. Определенная часть военной продукции экспортируется в другие капиталистические страны, прежде всего входящие в блок НАТО. Тактико-технические характеристики основных образцов западногерманской бронетанковой техники представлены в таблице.
Основные тактико-технические характеристики бронетанковой техники ФРГ
Наименование образца, год принятия на вооружение | Боевая масса, т экипаж (десант), человек | Габариты, м: высота длина1х ширина | Калибр оружия, мм: пушки пулеметов | Мощность двигателя, л.с. | Максимальная скорость, км/ч, запас хода, км |
Танк "Леопард-1", 1963 | 40 4 | 2,6 7 х 3,3 | 105 два 7,62 | 830 | 65 600 |
Танк "Леопард-2", 1979 | 51 4 | 2,76 7,7 х 3,5 | 120 два 7,62 | 1500 | 72 550 |
Боевая машина пехоты "Мардер", 1971 | 28,2 3(7) | 2,8 6,8 х 3,2 | 20 2 два 7,62 | 600 | 75 500 |
Колесный бронетранспортер TPz-1 "Фукс", 1979 | 16 2(10) | 2,3 6,76 х 2,97 | - 7,62 | 320 | 87 800 |
Колесный бронетранспортер UR-416, 1969 | 7,6 2(8) | 2,2 5,2 х 2,3 | -3 7,62 | 120 | 85 600 |
Колесный бронетранспортер ТМ-170, 1982 | 11,2 2(10) | 2,3 6,12 х 2,45 | -3 7,62 | 168 | 100 700 |
Колесный бронетранспортер "Кондор"4 | 12,4 3(9) | 2,79 6,47 х 2,47 | 20 7,62 | 168 | 100 900 |
Боевая разведывательная машина "Лукс", 1973 | 19,5 4 | 2,84 7,74 х 2,98 | 20 7,62 | 160 | 90 800 |
Легкая боевая машина "Визель", опытная | 2,75 25 | 1,9 3,26 х 1,8 | 206 - | 86 | 80 200 |
1Длина приводится по корпусу.
2Имеется пусковая установка ПТУР "Милан" (боекомплект четыре ракеты).
3Есть варианты с 20-мм автоматической пушкой.
4Бронетранспортер выпускался только на экспорт.
5Второй вариант вооружен ПУ ПТУР "Тоу" (боекомплект семь ракет).
6В варианте с ПУ ПТУР "Тоу" экипаж три человека.