Боевая подготовка в сухопутных войсках США
(ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА)
Полковник Ю. Грошев, кандидат военных наук
Продолжение. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 1987. - № 2. - С. 23- 28, № 12. - С. 22 - 24. - Ред.
Одним из путей успешного решения задач обучения личного состава подразделений и частей, повышения качества его полевой выучки и как следствие боевой готовности войск командование армии США видит в постоянном совершенствовании методики организации и проведения боевой подготовки, в частности в наиболее полной реализации принципов обучения, разработке и внедрении рациональных форм организации учебного процесса, разработке новых и совершенствовании существующих форм обучения, изыскании наиболее целесообразных соотношений деятельности обучающих и обучаемых (в развитии методов обучения), заинтересованности обучаемых, определении и применении на практике мероприятий, направленных на повышение эффективности и интенсификации всего учебного процесса.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ. Теоретическими источниками, на которых базируется военная педагогика США, являются взгляды философов - представителей различных направлений (идеалистов, прагматистов, бихевиористов, тейлористов, фрейдистов и других), оказывающих существенное влияние на формирование принципов обучения войск. Согласно первым, основная идея при обучении масс заключается в обеспечении немедленного и безоговорочного послушания, которое достигается в основном принуждением, угрозой, устрашением, запрещениями и наказаниями. Вторые определяют сущность обучения как развитие инстинктов и импульсов, заложенных в человеке. Лейтмотивом такой теории является тезис: "Знать как, но не знать почему", который устраняет из процесса обучения сознание и отдает предпочтение тренировкам, практике. Широкое распространение в армии США получила система Тейлора, одним из главных компонентов которой является идея материального поощрения или награды за выполнение своих функциональных обязанностей. Основным ее содержанием считается разобщение людей и воздействие на них поодиночке. Сторонники теории бихевиоризма считают, что обучение должно вестись при минимальном участии сознания обучаемого. Главное - натаскивание, механическое запоминание, выработка автоматических навыков, то есть создание такого солдата, который был бы способен бездумно выполнять любые приказы, не ощущая ни вины, ни угрызений совести за свою деятельность.
Базируясь на этих теориях, процесс обучения войск в армии США осуществляется в соответствии с шестью основными принципами: мотивации (заинтересованности), целенаправленности (рациональности), практики, реализма, опоры на опыт обучаемого, значимости.
Принцип мотивации заключается в развитии интереса военнослужащего к обучению. По мнению американских специалистов, без желания не может быть и речи о каком бы то ни было обучении, несмотря на то что в сухопутных войсках военнослужащие проходят службу добровольно (по контракту) и получают денежное содержание [20] в зависимости от специальности. Поэтому все педагогические правила сводятся к одной унифицированной рекомендации: всегда показывать обучаемому то полезное, что дает ему учебный курс или конкретный урок, и, если можно представить цену урока в долларах, делать это, указывая на возможность внеочередного продвижения по службе в случае хорошей учебы и т. п. Стимулом в совершенствовании профессиональной выучки являются различные надбавки, получаемые военнослужащими за освоение смежных специальностей (например, получение квалификации "рейнджер", "парашютист-инструктор" и т. д.) и повышение классной квалификации.
С целью повышения интереса обучаемых к конкретному предмету или учебному материалу рекомендуется тщательно продумывать и выбирать формы и методы проведения занятий, обязательно учитывать категорию (их индивидуальные особенности, привычки, любознательность, жизненный опыт и прочее), использовать шутки, анекдоты, газетные сенсации в процессе изложения материала, побуждать к соревнованию. Не сбрасываются со счетов и принудительные средства формирования принципа мотивации. Например, в случае недобросовестного отношения к занятиям по боевой подготовке на сержантский и рядовой состав могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание или выговор, содержание на гауптвахте сроком до 30 сут, неувольнение из расположения части до 45 сут, наряды вне очереди, понижение в воинском звании на две и более ступени, вычет из денежного содержания до 50 проц. месячного оклада, но не более чем за два месяца, задержка выплаты денежного содержания до 50 проц. месячного оклада, но не более чем за три месяца.
Для повышения заинтересованности личного состава, кроме материального, используются различные меры морального поощрения как отдельных военнослужащих, так и подразделений в целом. Например, регулярно определяется лучший солдат подразделения, части и соединения, лучшие отделение (экипаж), взвод, рота, батальон. Отличившиеся военнослужащие поощряются, получают памятные призы, право на внеочередной отпуск и т. п.
Принцип целенаправленности обеспечивается постановкой конкретных целевых задач, которые необходимо решить на определенном этапе. Их выполнение определяет профессиональный уровень подготовленности обучаемых, который периодически проверяется в ходе квалификационных экзаменов.
Принцип практики сводится к тому, чтобы закрепить полученные навыки и довести их до автоматизма с помощью повторяющихся умственных и физических упражнений. Считается, что эффект такого обучения зависит от продолжительности и числа тренировок, количество которых должно лимитироваться. Если они продолжительны и проводятся слишком часто, то это, по мнению американских военных специалистов, приводит к усталости обучаемых, вызывает у них апатию к действиям. Продолжение уже ненужных тренировок вырабатывает антагонизм к предмету и является напрасной тратой времени.
Принцип реализма заключается в обучении войск в условиях, максимально приближенных к боевым, с полным или почти полным отсутствием условностей, наличием в ряде случаев элементов риска, созданием кризисных ситуаций, драматизации обстановки, в которой могут оказаться военнослужащие в ходе боевых действий. Как полагают американские военные психологи, личный состав надо приучать к атмосфере огня и смерти, добиваться, чтобы солдаты чувствовали себя среди огня, дыма и смятения как в обычных условиях и выполняли поставленные задачи при хладнокровном осознании наличия реальной опасности, преодоления чувства паники и страха. Для этого разработаны комплексы тренировок, которые вырабатывают особый настрой для действий в бою.
Принцип опоры на опыт обучаемого предполагает занятия проводить так, чтобы новый материал увязывался с ранее пройденным, а его изложение обязательно начиналось с повторения основных положений прошлых тем. Рекомендуется также учитывать и приобретенные в процессе обучения навыки военнослужащих.
Принцип значимости предполагает единство обучения и воспитания, определяет неразрывность процесса обучения и идеологической обработки личного состава. Считается, что, помимо теоретических и практических военных знаний, у военнослужащих должны формироваться высокие боевые и психологические качества.
Современная буржуазная военная педагогика рассматривает все эти принципы не как исходные руководящие положения, а как сумму правил и приемов обучения, [21] выступающих в качестве рабочих инструментов и помогающих натаскиванию солдат для выполнения необходимых обязанностей.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Американское командование, делая основной упор на коллективное обучение, главное внимание в боевой подготовке сосредоточивает на организации полевой выучки войск. Как сообщается в зарубежной прессе, в последние годы в боевой подготовке сухопутных войск нашли распространение такие формы организации учебного процесса для подразделений, частей и соединений сухопутных войск, как полевые выходы, циклы обучения (курсы подготовки), занятия с обратным (перевернутым) циклом, специализированное обучение.
Полевые выходы представляют собой совместное практическое обучение подразделений и частей различных родов войск. Так, в дивизиях армии США каждые шесть месяцев мотопехотный (танковый) батальон получает во временное подчинение танковую (мотопехотную) роту, одну-две артиллерийские батареи, инженерные и другие подразделения и на три-четыре недели выходит в учебный центр для совместной подготовки. Занятия проходят поэтапно. Обычно в течение недели отрабатывается одна учебная задача. Первые 3 сут каждой недели проводятся занятия в составе взвода, а затем роты. Завершается выполнение задачи проведением двухсуточного учения батальонной тактической группы. При подготовке взводов и рот командир группы делит ее на взводные и ротные тактические группы, организация которых в зависимости от вида отрабатываемых боевых действий и решаемых задач меняется в процессе обучения несколько раз.
Аналогичным образом осуществляются полевые выходы для взводов (три дня в месяц) и рот (две недели в квартал). Их рекомендуется проводить каждый раз на незнакомой местности. С этой целью используются учебные поля и полигоны соседних соединений, практикуются занятия на территориях стран - союзниц по блоку НАТО.
Как считают американские специалисты, применение в учебном процессе такой формы, как полевые выходы, дает широкие возможности для отработки и совершенствования практических навыков личного состава по выполнению поставленных задач в различных видах боя, по слаживанию действий подразделений. Наиболее важным является то, что на них решаются вопросы поддержания тесного взаимодействия подразделений родов войск, согласованности их действий в любой обстановке, так как, по их мнению, ни одна система оружия, ни один род войск, ни один вид вооруженных сил не могут самостоятельно достигнуть успеха в современном бою.
Циклы обучения (курсы подготовки). Эта форма организации учебного процесса применяется для обучения подразделений (отделений, взводов и реже рот, батальонов, бригад) специальным приемам и способам действий, отработки отдельных сложных вопросов, тактических задач или тем за непродолжительное время. Например, для подготовки военнослужащих к действиям в реальных условиях боевой обстановки с каждым отделением проводятся специальные занятия продолжительностью три - пять дней. На них отрабатываются задачи действий личного состава в наступлении с боевой стрельбой: сначала одиночного солдата, затем двух солдат на поле боя, а потом в составе отделения под огнем "противника", ведущего стрельбу боевыми патронами поверх голов атакующих.
Занятия организуются в масштабе взвода и проходят в три этапа. На первом организуется подготовка снаряжения для передвижения ползком и совершения перебежек, обучение приемам маскировки личного состава и оружия, изучение условий действий на поле боя, движение в медленном темпе сначала одиночных солдат, затем групп из двух-трех человек и всего отделения со стрельбой холостыми патронами. На втором осуществляются тренировки в движении на поле боя по элементам (с боевой стрельбой) пар солдат и отделения в целом под огнем "противника".
Особое внимание отводится третьему этапу, на котором отрабатываются действия отделения в наступлении с боевой стрельбой в тактической обстановке. Он начинается с проверки готовности отделений к занятию. Каждому военнослужащему выдаются два магазина с 30 патронами и боевая ручная граната. Затем командир взвода вводит обучаемых в тактическую обстановку и отдает боевой приказ. По сигналу руководителя отделение скрытно начинает выдвижение к объекту атаки. Как только с контрольных пунктов обнаруживается выдвижение, "противник" открывает огонь. В это же время приводятся в действие имитаторы разрывов мин и снарядов и показываются [22] мишени, обозначающие живую силу и огневые средства. Отделение развертывается в боевой порядок. Личный состав, маневрируя между "разрывами" снарядов и мин под свист пролетающих над ними пуль, ведет огонь из штатного оружия и, преодолевая препятствия и заграждения, продвигается к переднему краю обороны "противника", забрасывая его ручными гранатами на расстоянии 20-40 м. Преодолев оборонительную позицию, отделение отражает контратаку танков, ведя огонь из противотанковых средств. На этом занятие заканчивается, и командир взвода производит разбор, на котором оценивает действия каждого солдата и подразделения в целом.
Обучение мотопехотных подразделений борьбе с танками осуществляется на курсах по противотанковой подготовке в течение пяти - семи дней. Занятия проводятся в составе отделений и взводов с боевой стрельбой из противотанковых средств и метанием противотанковых гранат.
Боевое слаживание мотопехотных, танковых, разведывательных батальонов, а также бригад по подготовке к ведению боевых действий на Европейском театре войны осуществляется в процессе курса подготовки в национальном учебном центре сухопутных войск США в Форт-Ирвин (штат Калифорния). Он рассчитан на две-три недели и проводится по заранее разработанным сценариям ведения наступательных и оборонительных действий.
Обучение батальонов осуществляется в последовательности, приближенной к реальным планам усиления группировки сухопутных войск США на заморских ТВД. За десять дней до начала выполнения первой задачи в учебный центр прибывает передовая группа бригады для приема техники, боеприпасов, ГСМ и решения организационных вопросов. С этой целью в центре заскладировано четыре батальонных комплекта оружия и боевой техники (на два мотопехотных в два танковых батальона), средства полевой артиллерии и ПВО. За три дня до начала занятия самолетами доставляется личный состав (оперативная группа штаба бригады, два батальона и необходимые подразделения обеспечения), который проводит расконсервацию вооружения и осуществляет все подготовительные мероприятия. За один день проводится инструктаж подразделений и ставятся задачи на первый этап обучения. В день начала занятий бригада поступает в оперативное подчинение группы руководства, которая обозначает центр управления боевыми действиями дивизии, и батальоны начинают отработку задач в указанных им зонах.
По окончании курса подготовки проводится разбор действий обучаемых. Командирам батальонов и рот выдаются кассеты с видеозвуковыми записями всех отработанных задач для последующего детального анализа и предварительной подготовки других подразделений данной дивизии в учебном центре.
С военнослужащими всех родов войск армии США проводится специальная подготовка (так называемый цикл "выживание"), основным содержанием которой является изучение приемов и способов выживания в боевой обстановке и различных климатических условиях. На занятиях личный состав отрабатывает задачи выживания в окружении, без воды и пищи, боеприпасов. Его обучают побегу из плена, приготовлению пищи из растений, пресмыкающихся, насекомых. Военнослужащие учатся прятаться, подавать сигналы самолетам и вертолетам, им устанавливают дни молчания и голода, неподвижные и терпеливые выжидания в течение длительного времени в ненастную погоду и мороз и т. п.
Примером может служить подготовка подразделений бывшей 9-й пехотной дивизии (ныне 9-я моторизованная), проходившая в зимних условиях (температура воздуха была ниже -30° С). Программа предусматривала отработку следующих вопросов: первая неделя - одиночная подготовка военнослужащих, ориентирование на местности по карте и компасу, способы выживания в условиях низких температур, действия в составе отделений и взводов; вторая неделя - лыжная подготовка с боевой стрельбой из индивидуального оружия, ротные тактические учения; третья неделя - бригадные тактические учения с привлечением подразделений национальной гвардии.
Курс парашютно-десантной подготовки (три недели) предусматривает изучение парашютов и инструкций по их применению, освоение техники посадки в самолеты и десантирования, отработку парашютных прыжков с 20- и 80-м вышек, практическое выполнение пяти прыжков с военно-транспортного самолета С-130, [23]
Обучение личного состава и подразделений ведению боя в населенных пунктах осуществляется в ходе недельного курса, предусматривающего индивидуальную и коллективную подготовку отделений, взводов и рот, а также батальона в целом.
Как считают американские военные специалисты, организация обучения подразделений и частей в виде циклов обучения (курсов подготовки) позволяет сосредоточить внимание на изучении определенного круга задач, приемов и способов действий, качество отработки которых в ходе проведения занятий в других формах не обеспечивает достижения желаемого уровня подготовки. Это способствует выработке единства взглядов в подходе на обучение по отдельным вопросам, темам и предметам, позволяет детальнее изучать порядок решения небольшого количества конкретных задач, дает возможность для своевременного устранения выявленных недостатков.
Занятия с обратным (перевернутым) циклом. Суть этой формы боевой подготовки заключается в перенесении части дневных занятий на ночь. Начинается цикл с вечерних занятий, которые продолжаются до утра следующего дня. С рассветом они заканчиваются, проводится разбор, организуется дневной отдых. С наступлением темноты занятия возобновляются. В соответствии с методическими рекомендациями боевой подготовки и оценки боеготовности войск АRТЕР 7-15 отработка учебных задач производится следующим образом. Сначала организуются ознакомительные занятия по ведению боевых действий ночью, а затем они отрабатываются по элементам. В дальнейшем процесс усложняется: личный состав учится действовать в составе взвода и роты в различных видах боя, в том числе с боевыми стрельбами ночью. Завершается цикл тактическим учением. Программой предусматривается осуществлять обучение в такой форме с отделением (экипажем, расчетом) в течение трех восьмичасовых занятий в месяц и одного суточного занятия в квартал, со взводом - непрерывно в течение 3-5 сут, с ротой - 5-7 сут раз в полгода, с батальоном - 7-10 сут раз в год. При этом если рота "специализируется" на ведении боевых действий ночью, то занятия проводятся ежеквартально по 5-7 сут.
По мнению американского командования, организация обучения в форме занятий с обратным циклом позволяет полнее использовать ночное время для боевой подготовки, глубже и шире изучать вопросы ведения ночного боя, адаптировать в какой-то мере психику личного состава к ночным действиям, снизить его утомляемость и повысить работоспособность.
Специализированное обучение подразделений как форма организации учебного процесса заключается в том, что каждой из рот батальона предписывается учебная специальность: например, роте А - ведение боевых действий ночью, роте В - борьба с танками противника и роте С - ведение боя в городе. Каждой из них ставится задача добиться высокого уровня подготовки, а затем с помощью консультантов и инструкторов из личного состава этих рот обучить другие подразделения. Как считают специалисты, такая форма подготовки сокращает время на обучение, делает более качественной специальную подготовку подразделений, предопределяет однообразие понимания и действий личного состава при выполнении задач в различных условиях обстановки.