Зенитная самоходная установка "Эскортер-35"
Подполковник А. Толин,
кандидат военных наук
Швейцарская фирма "Эрликон" разработала 35-мм спаренную зенитную самоходную установку "Эскортер-35", предназначенную для борьбы с низко летящими самолетами и вертолетами на дальностях до 4 км и стрельбы по наземным целям, включая легкобронированные. Она способна вести разведку воздушных целей в движении и осуществлять их обстрел с короткой остановки. Это позволяет, как считают зарубежные военные специалисты, успешно использовать ее для прикрытия частей и подразделений сухопутных войск, в том числе на марше.
ЗСУ "Эскортер-35" состоит из артиллерийской части и системы управления огнем, смонтированных на вращающейся платформе, которая установлена на колесном (4x4) шасси, созданном западногерманской фирмой "Гидрокран" (рис. 1). Масса установки около 24 т. Ее экипаж включает командира, наводчика и водителя, которые в походном положении размещаются в кабине. При переводе ЗСУ в боевое положение кабина самоходного шасси (с находящимися в ней командиром и водителем) опускается, обеспечивая возможность поворота платформы для кругового ведения огня (рис. 2). Наводчик занимает место в кабине системы управления огнем.
Артиллерийская часть включает две 35-мм автоматические пушки GDF-DO 3 фирмы "Эрликон", с внешней стороны каждой из которых находится магазин с боеприпасами и система их подачи. Сектор стрельбы пушек в вертикальной плоскости от -5 до +85°.
Пушка GDF-DO 3, автоматика которой работает по принципу отдачи ствола, является усовершенствованным вариантом пушки "Эрликон", применяемой в буксируемой зенитной установке GDF-001 и западногерманской ЗСУ "Гепард". Ее скорострельность увеличена с 550 до 600 выстр./мин.
Магазин барабанного типа вместимостью 200 выстрелов разделен на 25 сегментов, которые заряжаются с помощью обойм, содержащих по восемь выстрелов с однотипными снарядами (рис. 3). Магазин снаряжается выстрелами со снарядами двух типов, при этом данные о типе снарядов в каждом из сегментов вводятся в вычислительное устройство системы управления огнем. При выборе наводчиком необходимого типа снарядов в ходе ведения огня магазин автоматически поворачивается и ближайший сегмент со снарядами данного типа подключается к системе подачи боеприпасов.
Перезаряжание боекомплекта ЗСУ, включающего 430 выстрелов (15 выстрелов находятся в каждой из систем подачи боеприпасов), осуществляется наводчиком и водителем за 6 мин.
Для стрельбы ЗСУ по воздушным целям могут использоваться выстрелы с осколочно-зажигательным и полубронебойно-осколочно-зажигательным трассирующим снарядами (их начальная скорость 1175 м/с, время полета на дальность 4 км около 6 с), а для стрельбы по наземным целям - с бронебойным подкалиберным трассирующим снарядом с отделяющимся поддоном, имеющим начальную скорость 1385 м/с. Бронепробиваемость такого снаряда при угле встречи с целью 90° может достигать 80 мм.
В настоящее время, судя по сообщениям зарубежной печати, разработан новый осколочно-зажигательный снаряд, в котором предусматривается задержка момента подрыва (на время, необходимое для его проникновения внутрь цели), в также усиление зажигательного действия при одновременной уменьшении массы взрывчатого [33] вещества и возрастании массы осколков. Завершается разработка подкалиберного бронебойно-осколочно-зажигательного снаряда с отделяющимся поддоном, предназначенного для стрельбы как по воздушным, так и по легкобронированным наземным целям. Начальная скорость этого снаряда 1395 м/с, время полета на дальность 4 км около 4 с.
Система управления огнем, разработанная швейцарской фирмой "Контравес", включает РЛС обнаружения цели, оптико-электронную систему сопровождения цели, вычислительное устройство, органы управления и индикации.
Импульсно-доплеровская РЛС обнаружения представляет собой модификацию станции, разработанной итальянским отделением фирмы "Контравес" для многоцелевого ракетного комплекса ADATS, и отличается от последней главным образом меньшими размерами антенны. Благодаря перестройке частот в рабочем диапазоне 5,2 - 10,9 ГГц, использованию передатчика на лампе бегущей волны и низкому уровню боковых лепестков диаграммы направленности антенны, вращающейся со скоростью 60 об/мин, эта РЛС способна обнаруживать низколетящие цели на фоне отражений от подстилающей поверхности и в условиях постановки активных помех. Станция позволяет обнаруживать воздушные цели на дальностях до 20 км и осуществлять сопровождение по азимуту и дальности до шести целей одновременно.
Информация о воздушной обстановке, получаемая с помощью РЛС обнаружения, отображается на индикаторе кругового обзора панели управления, находящейся на рабочем месте командира экипажа (рис. 4). На основании этих данных производится (с использованием вычислительного устройства системы управления огнем) оценка степени опасности целей и определяется последовательность их обстрела. Затем платформа, на которой смонтированы артиллерийская часть и кабина системы управления огнем, поворачивается в направлении цели, которая захватывается оптико-электронной системой сопровождения. Время от обнаружения цели до открытия огня не превышает 5 с.
Оптико-электронная система сопровождения цели состоит из ИК следящего устройства, оптического прицела и лазерного дальномера. Оптические подсистемы этих [34] устройств конструктивно выполнены в виде следящей головки, установленной на крыше кабины системы управления огнем (рис. 5). После захвата цели ее сопровождение может осуществляться автоматически ИК следящим устройством или вручную наводчиком с помощью оптического прицела. Однако и при автоматическом сопровождении наводчик может контролировать работу аппаратуры ИК следящего устройства и в случае срыва автосопровождения производить повторный захват цели с последующим переходом к сопровождению в автоматическом режиме. Сообщается, что ИК следящее устройство и лазерный дальномер работают в диапазоне волн длиной около 10 мкм и имеют дальность действия при благоприятных метеорологических условиях до 10 км. Поле зрения перископического оптического прицела с восьмикратным увеличением составляет 8°.
Цифровое вычислительное устройство ЗСУ "Эскортер-35", которое используется также в многоцелевом ракетном комплексе ADATS, по текущим значениям координат и скорости цели производит расчет денных для стрельбы в упрежденную точку с учетом баллистических характеристик и начальной скорости снарядов, метеорологических условий, углов наклона платформы самоходного шасси (системы стабилизации она не имеет) и других параметров.
Самоходное шасси с дизельным двигателем мощностью 455 л. с. имеет маршевую скорость 80 км/ч (максимальная скорость 120 км/ч) и запас хода может быть увеличен до 1200 км. Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса.
Кабина самоходного шасси имеет броневую защиту от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов (бронированные жалюзи на стеклах кабины опускаются вручную). Она оснащена навигационной системой "Телдикс", установленной между сиденьями командира экипажа и водителя. Кабина системы управления огнем и силовое отделение также бронированы.
Все колеса самоходного шасси являются управляемыми, благодаря чему минимальный радиус поворота составляет 6,2м. Передние и задние колеса могут поворачиваться в одном и том же направлении, что обеспечивает возможность движения под углом до 40° относительно продольной оси шасси. Колеса имеют независимую гидропневматическую подвеску. Давление в шинах может регулироваться в зависимости от дорожных условий.
В 1985 году ЗСУ "Эскортер-35" демонстрировалась на выставке авиационно-космической техники во Франции, а летом 1986-го прошла огневые испытания в условиях Ближнего Востока. Специалисты фирмы "Эрликон" считают, что высокий технический уровень, существенно меньшая масса и более низкая стоимость этой установки по сравнению с ЗСУ типа "Гепард" позволят Швейцарии экспортировать ее в другие страны.