Северо-восточная Атлантика в планах НАТО
Капитан 1 ранга Ю. Галкин
Современная обстановка в мире, а также характер проводимых мероприятий по укреплению объединенных вооруженных сил НАТО наглядно демонстрируют стремление военно-политического руководства блока к достижению военного превосходства над СССР и Организацией Варшавского Договора. Важное место в этих агрессивных планах отводится военно-морским силам, в основу боевого применения которых положена концепция "передовых рубежей". Эта концепция предусматривает заблаговременное развертывание (или упреждение в развертывании) и сосредоточение крупных группировок ВМС США и их союзников в передовых океанских районах, воспрепятствование развертыванию ВМФ Советского Союза, захват и удержание инициативы с самого начала боевых действий в районах, непосредственно прилегающих к границам СССР.
Как отмечается в иностранной печати, в начальный период войны большую роль будет играть Северо-Восточная Атлантика, в состав которой натовские специалисты включают северо-восточную часть собственно Атлантического океана, а также Норвежское и Гренландское моря, северную часть Северного и западную часть Баренцева моря. Считается, что без завоевания господства в Северо-Восточной Атлантике будет затруднено ведение боевых действий на Центрально-Европейском ТВД, под угрозой окажутся северный фланг НАТО, коммуникации между Североамериканским континентом и Западной Европой, по которым будут перебрасываться резервы из-за океана.
Военно-стратегическое значение Северо-Восточной Атлантики определяется, по мнению зарубежных экспертов, тем, что ее воды являются воротами для развертывания в Атлантику боевых кораблей противника, которые создадут серьезную угрозу для трансатлантических сообщений между Североамериканским континентом и Европой, что может в значительной степени повлиять на ход и исход боевых действий на Европейском театре войны. В Северо-Восточной Атлантике расположены районы боевого патрулирования атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ) США, Великобритании и Франции. Отсюда планируется наносить удары по важным объектам военного и экономического потенциала Советского Союза и других стран социалистического содружества самолетами палубной авиации и крылатыми ракетами морского базирования.
В последние годы большое значение этот район приобрел из-за наличия значительных запасов нефти и газа в Северном и Норвежском морях, что имеет существенное значение для военно-промышленного потенциала стран - участниц блока. По оценкам экспертов, выявленные запасы нефти на конец 1987 года составляли свыше 2800 млн. т. Поэтому в случае возникновения кризисной ситуации возникает проблема защиты нефтегазовых разработок.
В мирное время присутствие ВМС стран НАТО в Северо-Восточной Атлантике [50] обеспечивается постоянным патрулированием ПЛАРБ США, Великобритании и Франции, а также нахождением в этом районе многоцелевых атомных и дизельных подводных лодок. Самолеты базовой патрульной авиации "Орион" (США и Норвегии), "Нимрод" (Великобритании), "Атлантик" (ФРГ и Франции) совершают регулярные облеты данной акватории. Кроме того, в Норвежском и Северном морях отрабатывают задачи боевой подготовки корабли постоянного соединения ВМС НАТО на Атлантике. Функционирующая здесь система дальнего гидроакустического наблюдения ООСУС контролирует большую часть Норвежского моря. Она включает береговые гидроакустические станции и гидрофоны, установленные на дне океана и морей. Данные этой системы используются для наведения самолетов базовой патрульной авиации, подводных лодок и надводных кораблей на обнаруженные ПЛ противника. В целях повышения вероятности обнаружения подводных лодок в зонах низкой эффективности системы СОСУС организуется патрулирование специальных судов гидроакустического наблюдения типа "Сталворт", оснащенных буксируемой системой дальнего гидроакустического обнаружения SURTASS. Судя по материалам зарубежной печати, эти суда способны пеленговать шумящие подводные объекты на дальностях около 550 км и классифицировать ПЛ на расстоянии до 140 км.
Рассматривается вопрос о развертывании на постоянной основе в водах Северо-Восточной Атлантики на рубеже о. Гренландия - о. Исландия - Британские о-ва оперативного соединения кораблей НАТО с задачей воспрепятствовать проходу советских ПЛ через рубеж с началом боевых действий. Необходимость создания такой группировки уже в мирное время обосновывается тем, что с возникновением кризисной ситуации боевые корабли ВМС США, которые составят ее основу, смогут прибыть в этот район Северо-Восточной Атлантики только через несколько суток.
Как отмечается в иностранной прессе, в угрожаемый период в Северо-Восточной Атлантике планируется развернуть мощную группировку ВМС, включающую около 150 боевых кораблей и до 400 боевых самолетов и вертолетов из состава ВМС США, Дании, Великобритании, ФРГ, Норвегии и Нидерландов (см. рисунок), а в отдельных случаях и Франции. Из них предусматривается сформировать ударный флот НАТО: до трех авианосных ударных групп (АУГ), не менее двух поисково-ударных (АПУГ) и ракетную ударную (РУГ). Их будут поддерживать четыре-пять корабельных поисково-ударных групп, самолеты базовой патрульной авиации, а также силы и средства континентальной ПВО.
Командование НАТО считает, что в военное время ВМС, развернутые в этом районе, должны решать следующие основные задачи: завоевание господства на море и превосходства в воздухе; оказание непосредственной авиационной и корабельной огневой поддержки сухопутным войскам на Северо-Европейском ТВД; проведение морских десантных операций в Северной и Центральной Норвегии; защита морских и океанских коммуникаций с целью осуществления бесперебойной перевозки сил усиления, вооружения, других военных и экономических грузов. В последнее время важное значение придается защите нефтегазовых комплексов в Северном и Норвежском морях, организация защиты которых входит составным элементом в общие планы боевого применения объединенных ВМС блока по завоеванию господства в Северо-Восточной Атлантике.
Как считают натовские специалисты, главной задачей объединенных ВМС в начальный период войны будет завоевание господства в Северо-Восточной Атлантике путем уничтожения сил флота противника, в первую очередь подводных лодок, недопущение развертывания его боевых кораблей из военно-морских баз и пунктов базирования. Решение данной задачи будет достигаться комплексным использованием самолетов палубной авиации и корабельных ударных групп, береговой авиации и других сил, нанесением массированных ракетно-бомбовых ударов авиацией и кораблями ударного флота НАТО по группировкам кораблей, базам, объектам системы управления и связи, складам, арсеналам и другим целям.
Борьба с подводными лодками считается одним из важнейших видов операция (боевых действий) в этом районе Атлантики. Она включает поиск и .уничтожение их на выходах из баз, на маршрутах развертывания (на переходе морем) oя "районах боевого патрулирования.
Противолодочные действия, по мнению западных специалистов, развернутся в основном на противолодочных рубежах в Баренцевом и Норвежском морях: м. Нордкап [51] - о. Медвежий; о, Гренландия - о. Исландия - Фарерские и Шетландские о-ва - побережье Норвегии. Командование НАТО планирует развернуть на рубежах мощную группировку противолодочных сил. Здесь же предусматривается постановка минных заграждений. Для этого могут быть задействованы подводные лодки, надводные корабли и самолеты базовой патрульной авиации (БПА), а в последние годы в ходе учений объединенных ВМС НАТО постановки мин отрабатывали американские стратегические бомбардировщики В-52. Наиболее современной американской противолодочной миной, которая может быть использована на глубинах до 800 м, является Мк60 "Кэптор", боевой частью которой является малогабаритная торпеда Мк46 мод. 4. В целях срыва развертывания подводных лодок в Атлантику постановку минных заграждений планируется осуществить за 1-3 сут до начала боевых действий.
Для повышения эффективности борьбы с подводными лодками противолодочные корабли ВМС США, Великобритании и Франции оснащаются ГАС с протяженными буксируемыми антеннами (ПБА). В последние годы наблюдается тенденция формирования КПУГ смешанного состава (один-два корабля с подкильными ГАС и один-два оснащенных ГАС с ПБА). В состав авианосной поисково-ударной группы может включаться до четырех кораблей, имеющих ГАС с ПБА.
По оценке зарубежных специалистов, главную роль в борьбе с группировками надводных кораблей вероятного противника при решении задачи завоевания господства на море будет играть авианосное ударное соединение (АУС), включенное в состав ударного флота НАТО на Атлантике. В АУС могут входить до четырех американских многоцелевых и один-два английских противолодочных авианосца, более 40 кораблей охранения, 360-380 боевых самолетов, в том числе около 160 носителей ядерного оружия. Кроме того, в ударном флоте будут сформированы амфибийно-десантное соединение и силы обслуживания, а также другие соединения, которые создаются для решения конкретных задач. Основными районами маневрирования основных сил ударного флота является акватория Норвежского и Северного морей. Боевые действия ударного флота будут вестись совместно с самолетами БПА, тактической авиации берегового базирования, силами корабельных соединений объединенных ВМС НАТО, а также самолетами ДРЛО и управления Е-3 командования АВАКС НАТО.
Важным средством ведения боевых действий на море являются ударные самолеты палубной авиации. В целях борьбы с разнородными группировками противника используется, как правило, до 70 проц. самолето-вылетов, из которых 50 проц. - для нанесения ударов по кораблям в море и 20 проц. - для обеспечения основных видов обороны авианосной группы. При нанесении ударов по надводным кораблям палубная авиация действует на удалении 500-600 км от авианосцев. Удары по одиночным кораблям (надводным целям) планируется наносить группами палубных штурмовиков А-7Е "Корсар", А-6Е "Интрудер" и F/A-18 "Хорнет" (три-четыре самолета в группе) под прикрытием двух-трех самолетов истребительной авиации. Для [52] наведения ударных групп привлекаются самолеты ДРЛО и управления Е-3, Е-2С "Хокай" и "Шеклтон". При нанесении ударов по групповым морским целям количество последних увеличивается. Оно определяется возможностями ПВО противника и составляет около 20 самолетов, из которых половина - ударные. Удары наносятся с одного или нескольких направлений с использованием противокорабельных ракет (ПКР), авиационных бомб и стрелково-пушечного вооружения. В целях дезорганизации ПВО корабельных соединений и отвлечения ее активных средств на ложные направления широко отрабатывается применение групп демонстративных действий (три - шесть штурмовиков), а также прорыва и подавления средств ПВО (до восьми самолетов), что существенно повышает вероятность прорыва основных групп к объектам удара и их уничтожения. На учениях самолеты палубной авиации действуют в основном в светлое время суток, совершая ежедневно в среднем по два самолетовылета.
Основным боевым формированием по завоеванию господства в ограниченном районе моря является корабельная ударная группа (КУГ), которая имеет в своем составе около шести кораблей, вооруженных ПКР с дальностью действия до 130 км. В КУГ могут включаться крейсер УРО, два-три эскадренных миноносца и фрегата УРО (см. цветную вклейку), несколько эсминцев и фрегатов. Она выдвигается на угрожаемые направления на дистанцию до 200-250 миль от авианосца. Наведение КУГ и целеуказание при стрельбе ПКР может осуществляться не только собственными средствами обнаружения, но и по данным внешних источников.
В последнее время широко отрабатывается нанесение ударов по корабельным группировкам противника в Норвежском море самолетами тактической и стратегической авиации, вооруженными ПКР. В ходе учений для уничтожения надводных кораблей противника или конвоя формировались ударные группы из четырех - восьми самолетов, при нанесении удара по одиночной цели - группа из двух самолетов.
Одной из задач группировки объединенных ВМС НАТО, развертываемой в Северо-Восточной Атлантике, является оказание непосредственной авиационной и корабельной огневой поддержки группировке сухопутных войск, действующей в Центральной и Северной Норвегии. Командование НАТО планирует решать ее только после завоевания господства в указанном районе моря. Для этого привлекаются как надводные корабли в составе оперативных соединений и групп различного назначения, так и подводные лодки с крылатыми ракетами, авиация ВМС и силы морской пехоты. Особенно возросла в последнее время роль боевых кораблей в связи с вооружением их крылатыми ракетами "Томагавк". Так, в ряде учений ОВС НАТО отрабатываются вопросы использования в Норвежском и Северном морях новых корабельных формирований - ракетных ударных групп. Каждая такая группа может включать до пяти боевых кораблей: линейный корабль типа "Айова", вооруженный КР "Томагавк", один - два крейсера УРО и несколько эскадренных миноносцев и фрегатов, в том числе кораблей УРО. Как отмечают иностранные специалисты, РУГ будет способна оказывать эффективную поддержку сухопутным войскам на приморских направлениях путем не только нанесения высокоточных ракетных ударов по важным береговым объектам, но и использования корабельной артиллерии.
Судя по материалам зарубежной печати, возможно развертывание в Северо-Восточной Атлантике до двух РУГ, районами действия которых будут Норвежское и Северное моря. Эффективным средством оказания поддержки сухопутным войскам на Северо-Европейском ТВД является палубная авиация АУГ, развернутых в Северном и Норвежском морях. Авианосцы при решении этой задачи маневрируют, как правило, на удалении до 150 миль от побережья, производя подъем палубной авиации группами по 4-12 машин. С целью увеличения глубины воздействия авианосной авиации по береговым объектам районы боевого применения авианосцев, если этому благоприятствует обстановка, будут приближаться на расстояние 50-100 миль от береговой черты. В отдельных случаях, в частности для нанесения ударов по вторым эшелонам и выдвигающимся резервам войск противника, предусматривается дозаправка самолетов в воздухе, что позволит в 1,5-2 раза увеличить тактический радиус действия палубной авиации.
При оказании поддержки с применением обычных средств поражения ударные самолеты используются отдельными группами (наряд самолетов на одну цель четыре - шесть штурмовиков). Запас имеющегося на авианосце обычного оружия обеспечивает без его пополнения до десяти самолето-вылетов на каждый штатный самолет. [53] При этом палубные штурмовики наносят удары главным образом в светлое время суток. При силе ветра 8 - 9 баллов и волнении моря 7 баллов подъем самолетов практически прекращается. В зависимости от обстановки и поставленной задачи авианосная авиация может действовать группами в составе 4 - 22 самолета с каждого авианосца. Большие группы (25-40 машин) применяются редко и лишь при нанесении ударов по наиболее важным объектам.
В интересах поддержки сухопутных войск на Северо-Европейском ТВД возможно проведение морских десантных операций. Для участия в них планируется привлечь американскую и англо-голландскую бригады морской пехоты. Переброска экспедиционной бригады морской пехоты (эбрмп) США из состава 2-й экспедиционной дивизии предусматривается на десантных кораблях амфибийно-десантного соединения ударного флота. В целях сокращения сроков ее переброски из США в Северную Норвегию на территории страны ведется заблаговременное складирование оружия и боевой техники.
Для доставки в Северную Норвегию эбрмп США может быть задействовано до 12 десантных кораблей и судов, включая два-три универсальных десантных корабля и десантных вертолетоносца. Перелет авиагруппы эбрмп (до 150 самолетов и вертолетов) будет осуществляться на авиабазы Северной и Центральной Норвегии самостоятельно. С этих аэродромов они могут оказывать поддержку силам морской пехоты при высадке как в Северной Норвегии, так и в зоне Балтийских проливов. Морская пехота Великобритании (два батальона и части усиления из состава 3-й бригады морской пехоты) и Нидерланды (1-я амфибийная боевая группа) может быть переброшена в район боевого предназначения на пяти-шести английских десантных кораблях.
Основным предназначением сил морской пехоты на северном фланге НАТО является усиление группировки сухопутных войск блока, захват и оборона важных районов и участков, противодесантная оборона побережья. Кроме того, при благоприятно складывающейся обстановке подразделения морской пехоты могут использоваться для развития успеха наступательных действий сухопутных войск.
Успех боевых действий на Европейском театре войны будет во многом зависеть от своевременной переброски сил усиления из США и Канады. Для защиты океанских и морских коммуникаций планируется привлекать авианосную поисково-ударную группу, подводные лодки, а также самолеты тактической и базовой патрульной авиации. Наиболее вероятным способом защиты коммуникаций в Северо-Восточной Атлантике станет защищенная зона морских коммуникаций {1}. Проводка конвоев в Северном и Норвежском морях организуется по региональному принципу, когда ответственность за безопасность судоходства возлагается на зональные командования объединенных ВМС НАТО. Противолодочная и противовоздушная оборона конвоев осуществляется кораблями непосредственного охранения, самолетами БПА, а также береговыми средствами ПВО.
В Норвежском море с его многочисленными фиордами, кроме обычных способов проводки конвоев, эффективным считается также способ "перетекания", который снижает эффективность воздействия авиации противника по судам и позволяет высвободить часть сил непосредственного охранения для решения других задач.
Противоминное обеспечение конвоев предусматривает траление акватории портов, якорных стоянок, районов формирования конвоев, а также их непосредственную проводку за тралами в опасных районах силами минно-тральных групп (два-пять тральщиков). В группах тральщики действуют, как правило, строем пеленга на дистанции 1 каб друг от друга. Расстояние между группами составляет около 30 каб. Траление осуществляется на скорости хода до 6 уз.
Командование НАТО, реализуя требования концепции "передовых рубежей", усилило внимание к практическому использованию объединенных ВМС в Северо-Восточной Атлантике, считая завоевание господства в начальный период войны в этом районе решающим условием достижения стратегических целей на Атлантическом океанском и Европейском театрах войны. Основные усилия планируется сосредоточить на блокировании и разгроме противника в Норвежском море, обеспечении боевой устойчивости своих ПЛАРБ и бесперебойном функционировании океанских и морских коммуникаций на Атлантике.
{1} Подробнее о защите конвоев на Атлантике см.: Зарубежное военное обозрение. - 1985. - № 11. - С. 57-64. - Ред.