Военно-стратегическое партнерство США, Японии и Южной Кореи - угроза миру на Дальнем Востоке

Капитан 1 ранга В. Снегов

Советский Союз настойчиво и последовательно проводят в жизнь решения XXVII съезда КПСС в области внешней политики, направляя усилия на упрочение мира и международной безопасности. В соответствии с новым политическим мышлением Советское правительство выдвинуло комплекс конкретных предложений и инициатив по оздоровлению межгосударственных отношений. Наша страна добивается скорейшей ликвидации нависшей над человечеством угрозы ядерной катастрофы, стремится к взаимовыгодному сотрудничеству на равноправной основе с государствами всех районов мира. Большое внимание уделяется азиатско-тихоокеанскому региону, в частности дальневосточным рубежам нашей Родины.

В июле 1986 года товарищ Горбачев М. С. выступил во Владивостоке с речью, в которой была изложена рассчитанная на длительную перспективу программа установления прочного мира и всеобъемлющей системы безопасности в Азии и бассейне Тихого океана. Содержащиеся в ней предложения призывают урегулировать региональные проблемы, остановить распространение ядерного оружия, сократить вооруженные силы и обычные вооружения до пределов разумной достаточности, уменьшить активность военных флотов, принять меры к укреплению доверия и неприменению силы в регионе. В развитие владивостокской инициативы в ходе советско-индийской встречи на высшем уровне последовало подписание Делийской декларации, выдвинувшей концепцию безъядерного, ненасильственного мира. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Горбачева М. С. в Красноярске в сентябре 1988 года наполнила новым богатым содержанием пакет мирных советских предложений по перестройке взаимоотношений между азиатскими государствами.

В противовес советской миролюбивой политике США, стремясь к достижению военного превосходства над СССР в Азии и особенно на Дальнем Востоке, прилагают активные усилия к укреплению военно-стратегического партнерства с Японией и Южной Кореей, то есть со странами, находящимися вблизи границ Советского Союза. Связанные двусторонними договорами, закрепляющими политическую основу взаимоотношений, Вашингтон, Токио и Сеул за последнее время активизировали между собой военное сотрудничество по всем направлениям. Главное внимание в этом "треугольнике" уделяется развитию военно-политических связей, военно-технического сотрудничества, совершенствованию инфраструктуры для развертывания группировок вооруженных сил и системы управления, наращиванию американского военного присутствия на японской территории и юге Корейского п-ова и боевых возможностей вооруженных сил Японии и Южной Кореи, общему планированию применения вооруженных сил и совместной оперативной и боевой подготовке.

Развитие военно-политических связей между США, Японией и Южной Кореей осуществляется по линии проведения единой политики, координации и взаимодействия [8] при выработке подхода к решению региональных проблем на Дальнем Востоке. Вашингтон, Токио и Сеул путем консультаций на регулярно проводимых совещаниях по безопасности, встречах руководителей, в том числе на высшем уровне, сообща вырабатывают меры противодействия миролюбивой политике Советского Союза и "устрашения" Корейской Народно-Демократической Республики. При этом если США преследуют "геополитические интересы", то Япония и Южная Корея, используя покровительство со стороны Вашингтона, пытаются удовлетворить националистические амбиции, взяв курс на повышение своей роли в устройстве "нового международного порядка" в западной части Тихого океана. Исходя из посылки о том, что уменьшилось подавляющее в прошлом военное и экономическое превосходство США и произошло ослабление их военных позиций, что, в свою очередь, привело к усилению "советской военной угрозы", Токио и Сеул активно развертывают широкомасштабные военные приготовления на Дальнем Востоке. Наглядным примером коалиционной политики "треугольника" явилась разработка руководством трех стран совместных мероприятий по "обеспечению безопасности" проведения летних Олимпийских игр в Сеуле осенью 1988 года. Эти меры предусматривали наращивание группировки военно-воздушных и военно-морских сил в районе Корейского п-ова, повышение боевой готовности войск и организацию взаимодействия на случай возникновения "чрезвычайных условий".

Стремясь сформировать выгодную военно-стратегическую обстановку в районе Дальнего Востока, США создают предпосылки для укрепления менее развитого звена "треугольника" (имеются в виду японо-южнокорейские отношения в военной области) и подталкивают Японию и Южную Корею к установлению более тесных военных связей с целью оформления в дальнейшем тройственного милитаристского союза "Вашингтон - Токио - Сеул". Вашингтонские стратеги исходят из того, что расширение военных связей между Японией и Южной Кореей и создание трехстороннего альянса необходимо для США "на случай возникновения такой войны, при которой им придется вести военные действия одновременно на нескольких ТВД". При этом проталкивается идея о том, что безопасность Южной Кореи "жизненно важна" для безопасности Японии.

Еще одним аспектом стратегического партнерства трех стран является перекладывание на Японию и Южную Корею части финансово-экономического бремени США для поддержания "порядка и стабильности" в Азии, что на деле означает подключение дальневосточных союзников к более активному участию в решении региональных проблем по-американски. Особая роль в этом отношении возлагается на Японию. Государственный секретарь США Дж. Шульц, выступая в 1987 году в бюджетной комиссии американского сената, заявил, что Япония должна взять на себя часть экономического бремени по оказанию помощи "стратегически важным государствам". Идя навстречу пожеланиям старшего партнера, Япония по размерам такой помощи в последние годы вышла на второе место в капиталистическом мире.

В последнее время стратегическую окраску имеет также военно-техническое сотрудничество США, Японии и Южной Кореи, что предопределяется возросшими экономическими возможностями Токио и Сеула.

На фоне продвижения советско-американского диалога по ядерному разоружению Япония под предлогом противостояния "потенциальной угрозе со стороны СССР" начала ратовать за принятие мер (на базе новейших достижений в технологии) по расширению возможностей вооруженных сил, и прежде всего созданию современных образцов обычного оружия, обладающих высокими поражающими свойствами. Вместе с Соединенными Штатами Япония продолжает гонку вооружений, разрабатывает системы оружия на новых физических принципах, развивает кооперацию в производстве авиационного и ракетного вооружения. Основными формами партнерства стали обмен военной технологией и совместные разработки наиболее сложных видов оружия и военной техники. Причем если ранее Япония в основном заимствовала американский опыт и закупала лицензии для производства, например, истребителей F-15, базовых патрульных самолетов Р-3С, ЗУР "Найк-Геркулес" и "Хок", то теперь с ростом собственного научно-технического потенциала она выступает уже в роли не младшего партнера, а фактически равноправного военного союзника.

Таблица 1
Количество военных объектов США в Японии

Военные объектыКоличество
Объекты системы управления27
Аэродромы13
ВМБ и порты8
Склады боеприпасов и различного военного имущества19
Склады ГСМ8
Полигоны26
Военные городки29
Всего130

По оценке зарубежных специалистов, японцы имеют возможность самостоятельно разрабатывать основные виды оружия и военной техники, а в некоторых областях НИОКР ушли далеко вперед США, поэтому последние проявили непосредственную [9] заинтересованность в японской военной технологии. В Японии форсируются фундаментальные исследования в области вооружений, направленные на завоевание превосходства над противником. Придается важное значение развитию новейшей технологии, которая может быть одинаково эффективно использована и в гражданских, и в военных целях. Это прежде всего касается электроники, особенно микроэлектроники, оптико-электроники, компьютерной техники, роботостроения, авиакосмической промышленности, производства новых материалов. По отдельным видам наукоемкой продукции Япония превзошла своих конкурентов на мировом рынке. Поэтому США поспешили оказать влияние на своего партнера, чтобы использовать его достижения в своих целях, и, заключив в 1983 году соглашение об обмене военной технологией, а в последующем и ряд других соглашений, создали механизм сотрудничества в военно-технической области. Последний включает регулярные консультации, обмен делегациями военно-промышленных и научных кругов, сформирование совместной комиссии по военной технологии.

В угоду США Япония подключилась к исследованиям по американской программе "звездных войн", изучению возможностей создания региональной системы ПРО с элементами космического базирования. Согласно оценке японских специалистов, создание расширенной системы ПВО, которая была бы в состоянии эффективно перехватывать различные ракеты противника, явится важным средством на пути достижения военного превосходства. Они утверждают, что хотя фактическое развертывание такой системы, включающей элементы СОИ, все еще дело отдаленного будущего, технические новинки, и особенно развитие средств обнаружения, будут играть полезную роль в повышении действенности "устрашения".

Южная Корея благодаря техническому сотрудничеству с США развила собственную военную промышленность до такой степени, что Вашингтон принял решение прекратить военную помощь и поставки оружия сеульскому режиму на кредитной основе. В настоящее время Сеул самостоятельно наращивает свой военный потенциал, производя современные виды вооружений, вплоть до оперативно-тактических ракет.

В Японии и Южной Корее постоянно совершенствуется инфраструктура в интересах развертывания группировок сил и расширения плацдармов у дальневосточных границ Советского Союза. Достаточно сказать, что на территории этих стран в настоящее время имеется более 2000 военных объектов, из которых свыше 200 предоставлено в распоряжение американского командования. В соответствии с концепцией "передовых рубежей" оно развернуло штабы вооруженных сил США в Японии, объединенного американо-южнокорейского командования, 8-й армии сухопутных войск и объединенной американо-южнокорейской полевой армии, штабы и соединения 9-го армейского корпуса, 2-й пехотной дивизии, 5-й и 7-й воздушных армий, командований ВМС США в Японии и Южной Корее, 7-го флота, 3-й дивизии морской пехоты. Кроме того, оборудованы крупные аэродромы и военно-морские базы, склады ядерного оружия, объекты системы тылового обеспечения (табл. 1). Пункты дислокации и базирования расположенной здесь 90-тысячной группировки американских войск и сил флота прикрываются национальными системами ПВО Японии (АСУ "Бэйдж") и Южной Кореи, а также силами военно-морских районов.

В целях повышения эффективности управления вооруженными силами трех стран сооружаются и планируются к строительству элементы единой системы управления и связи, включающей защищенные командные пункты, линии радиорелейной и тропосферной связи, центры управления тактической авиацией и силами флота. Модернизируется аэродромная сеть, на авиабазах возводятся усиленные укрытия для боевых [10] самолетов, расширяется сеть складов боеприпасов и хранилищ ГСМ. Для обеспечения наращивания группировки американских войск в западной части Тихого океана достигнуты договоренности о создании в Японии (о. Хоккайдо) и Южной Корее резервных запасов оружия и военной техники. Под давлением Вашингтона союзники с каждым годом увеличивают свои ассигнования на содержание американских войск и военных объектов на своей территории. В 1988 году расходы Японии на эти цели уже выросли до 2,3 млрд. долларов, Южной Кореи - превысили 1 млрд. долларов.

Наращивание американского военного присутствия и боевых возможностей вооруженных сил Японии и Южной Кореи. Для создания в регионе соотношения сил в свою пользу США принимают меры к наращиванию группировки и боевых возможностей вооруженных сил в западной части Тихого океана и одновременно содействуют росту военного потенциала Японии и Южной Кореи. За последние годы американское командование разместило дополнительно на Японских о-вах (авиабаза Мисава) около 50 самолетов тактической авиации F-16, в Южной Корее - батарею ракет "Лане" и увеличило количество кораблей, оснащенных крылатыми ракетами "Томагавк".

По данным иностранной прессы, общая группировка вооруженных сил США в западной части Тихого океана, Японии и Южной Корее насчитывает свыше 1 млн. человек, 38 дивизий, 10 отдельных бригад, свыше 1000 самолетов боевой авиации и более 200 кораблей, что представляет серьезную угрозу миру на Дальнем Востоке.

Подхваченные Токио лживые тезисы о росте "советской военной угрозы" и "превосходстве СССР в обычном вооружении" послужили обоснованием необходимости наращивания японского военного потенциала. Правительство страны сняло ограничения на военные расходы, которые длительное время составляли 1 проц. ВНП. По заявлению премьер-министра Н. Такэситы, отныне военный бюджет будет определяться лишь "потребностями в области обороны". Как сообщает зарубежная печать, следующим этапом может стать отказ от конституционных положений, запрещающих использовать "силы самообороны" Японии за пределами своей страны и торговлю оружием.

Японский военный потенциал растет в соответствии с "Программой национальной обороны", принятой в 1976 году. В стадии выполнения находится программа строительства вооруженных сил на 1986-1990 годы, результаты реализации которой превысят контрольные цифры, установленные в 1976 году. На этот пятилетний период военные расходы достигнут 18,4 трлн. иен (с учетом их ежегодного прироста в среднем на 4,5 проц.). В 1987 году они превысили 3,5 трлн. иен, а в 1988-м составят 3,7 трлн. иен, или 27 млрд. долларов (на 5,2 проц. выше, чем в 1987-м), Начата разработка новой "оборонной программы" на 1991-1995 годы. В ходе ее выполнения планируется оснастить войска и силы флота новыми типами ракетного оружия, самолетов тактической авиации, кораблей, а также увеличить боевой состав всех-видов вооруженных сил, включающих в настоящее время пять армий, 430 боевых самолетов ВВС и ВМС и более 100 кораблей.

Растет военный потенциал Южной Кореи, которая ежегодно тратит на военные цели 30 проц. государственного бюджета, что превышает 6 млрд. долларов. При этом с каждым годом военные расходы возрастают на 14 проц. Сеульский режим поддерживает в постоянной боевой готовности свои вооруженные силы (три армии, 350 боевых самолетов, свыше 40 кораблей) и оснащает их современным вооружением за счет как закупок в США, так и собственного военного производства.

Оперативное планирование. Достижение тесного взаимодействия командований вооруженных сил трех стран США рассматривают как крупный "стратегический выигрыш" в противодействии Советскому Союзу. Между ними координируются планы оперативного использования вооруженных сил на военное время, налажен обмен разведывательной информацией.

Особое внимание Соединенные Штаты уделяют разработке вариантов совместного применения своих и японских вооруженных сил в начальный период войны на Дальнем Востоке в соответствии с утвержденным в ноябре 1984 года общим планом ведения военных действий. Вслед за разработкой сценария "развязывания противником непосредственной агрессии против Японии" в январе 1986 года управление национальной обороны страны и штаб вооруженных сил США в Японии приступили к составлению нового варианта - "распространение на Японию войны, начавшейся [11] на Корейском п-ове". В конце 1986 года завершились проводившиеся с 1983 года исследования совместного ведения операций с целью защиты морских коммуникаций по сценарию "распространения на Дальний Восток войны, возникшей на Ближнем Востоке". В ходе планирования на вооруженные силы Японии обычно возлагаются следующие задачи: борьба с подводными лодками противника во взаимодействии с ВМС США, оборона конвоев на переходе морем и блокада проливов Лаперуза, Сангарского и Цусимского, участие в боевом охранении американских авианосцев, завоевание господства в воздухе.

Для вооруженных сил Южной Кореи и американского контингента, дислоцирующегося на ее территории, оперативные планы разрабатываются объединенным американо-южнокорейским командованием, в подчинение которого в военное время войдут все вооруженные силы сеульского режима и группировка американских войск на Корейском п-ове.

Воплощается в жизнь и координация планов применения японских и южнокорейских вооруженных сил в районе Корейского п-ова. Уже организовано взаимодействие сил и средств ПВО, а также сил флотов при наблюдении за воздушной и морской обстановкой в Японском море. Рассматриваются варианты выделения сил для блокады Корейского п-ова.

Совместная оперативная и боевая подготовка. Планы совместного применения вооруженных сил ежегодно проверяются на практике в ходе интенсивной оперативной и боевой подготовки. С каждым годом растут количество, размах и масштабы совместных учений. Японо-американские учения проводятся уже не только по видам вооруженных сил, но и комплексно, с отработкой операций начального периода войны, что наглядно проявилось на учении оперативно-стратегического масштаба "Кин эдж". Общее число оперативных мероприятий вооруженных сил США и Японии за год превысило 20. В них уже принимают участие не только тактическая авиация и корабли 7-го флота США, но и части американских сухопутных войск и морской пехоты.

Таблица 2
Показатели Американо-Южнокорейского учения "Тим Спирит"

Год

Время
проведения

Продолжи-
тельность,
сут

Чиcло участников,
тыс. человек

Всего

В том
числе от
США

1976

Июнь

11

46

6

1977

Март-апрель

17

87

13

1978

Март

11

100

22

1979

То же

17

160

20

1980

Март-апрель

52

134

10

1981

Февраль-апрель

70

161

34

1982

То же

73

166

32

1983

>>

76

191

73

1984

>>

75

207

60

1985

>>

75

Свыше 200

60

1986

>>

75

209

69

1987

>>

75

220

80

Ежегодно в районе Корейского п-ова проводится самое крупное американо-южнокорейское учение "Тим спирит", число участников которого превышает 200 тыс. человек (табл. 2). На этих учениях, как правило, присутствуют японские наблюдатели, которые перенимают опыт организации военных авантюр большого масштаба. США прилагают усилия к сближению задач и методов подготовки личного состава вооруженных сил Японии и Южной Кореи, к укреплению в сознании личного состава общности решаемых проблем, создают предпосылки для организации совместных учений войск трех стран. С этой целью, например, к японо-американским учениям привлекается авиация США, базирующаяся на аэродромы Южной Кореи.

Развитие военно-стратегического партнерства США, Японии и Южной Кореи, вынашивание планов по созданию с их участием нового агрессивного альянса на Дальнем Востоке, стремление добиться военного превосходства над СССР резко контрастирует с советскими мирными инициативами в Азии и наглядно показывает, кто несет угрозу миру и стабильности в регионе.

http://www.zw-observer.narod.ru

Содержание

Hosted by uCoz