Ремонтная база бронетанковой промышленности ФРГ
Майор Н. Воеводин
Командование сухопутных сил ФРГ считает, что мероприятия по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации оружия и военной техники в значительной степени влияют на высокую боеготовность войск.
Количество военной техники в сухопутных силах страны из года в год возрастает. По оценкам западногерманских специалистов, в 1970 году только сухопутные войска располагали около 250 тыс. единиц различных образцов вооружения, а в настоящее время они имеют уже свыше 400 тыс. единиц. При этом общая стоимость оружия и военного снаряжения сухопутных войск достигает 35 млрд. марок (в ценах 1982 года). На содержание и ремонт этой техники бундесверу требуется все больше финансовых средств, запасных частей, значительное количество систем контроля и проверки (при возрастании их стоимости), а также квалифицированных кадров.
Основу сухопутных сил бундесвера составляют танковые части и подразделения. Поэтому большая часть финансовых средств, предназначенных для осуществления технического обслуживания и ремонта военной техники сухопутных сил, выделяется министерству обороны ФРГ по статье "Содержание и ремонт колесной и бронетанковой техники". Так, в 1987 году по этой статье военного бюджета было израсходовано 1500 млн. западногерманских марок, в 1988-м на данные цели планируется затратить 1560 млн. марок (не считая средств, выделяемых на ремонт инженерной техники). Только на парковый и заводской ремонт гусеничной бронетанковой техники затрачивается ежегодно свыше 200 млн. марок.
Командование сухопутных сил ФРГ считает, что с момента начала ремонтных работ по таким современным системам оружия, как танк "Леопард-2", ЗСУ "Гепард" и ЗРК "Роланд", этих финансовых средств явно недостаточно.
Возрастание количества электронных компонентов, увеличение сроков ввода в строй, рост эксплуатационных расходов, стремление командования бундесвера продлить сроки службы бронетанковой техники в войсках и т. п. изменили соотношение затрат по фазам жизненного цикла систем оружия. Так, ранее соотношение между расходами на НИОКР, закупки, эксплуатацию и ремонт составляли 1:3:6, а в настоящее время это соотношение равно 1:5:10. Продление сроков службы бронетанковой техники вызвало появление в сухопутных силах ФРГ образцов со сроком эксплуатации свыше 20 лет. При этом если раньше на 20 лет эксплуатации военной техники требовался, как правило, один капитальный ремонт, то сейчас, по данным министерства обороны страны, необходим второй, дополнительный.
Наряду с перечисленными причинами необходимость загрузить новыми заказами мощности бронетанковой промышленности страны на ближайшие семь лет заставляет командование сухопутных сил выдвинуть как одну из центральных задачу технического обслуживания, ремонта и модернизации бронетанковой техники. В целях качественного и быстрого выполнения сложных ремонтно-восстановительных работ в рамках бронетанковой промышленности ФРГ создан ряд специализированных предприятий, в так же имеются заводы, которые периодически привлекаются к выполнению ремонтных работ. В настоящее время ремонтом бронетанковой техники в стране занято 11 предприятий, в том числе шесть государственных и пять частных. Некоторые из государственных предприятий находятся в ведении управления материально-технического обеспечения сухопутных войск ФРГ, а другие сдаются в аренду частям армии США, дислоцированным на территории ФРГ, или частным фирмам.
Основными государственными ремонтно-восстановительными заводами (РВЗ) являются:
- РВЗ сухопутных войск № 850 (г. Дармштадт), № 860 (г. Санкт-Вендель) и № 800 (г. Юлих, сдан в аренду вооруженным силам США) - предприятия находятся в ведении управления материально-технического обеспечения сухопутных войск ФРГ;
- "Фарцойгверке Ихендорф" (г. Бергхайм, западнее Кёльна) - управляется частными предпринимателями;
- "Фленсбургер фарцойгбау" (г. Фленсбург) и "Индустриверке Саар" (г. Фрейзен).
Техническое обслуживание и ремонт бронетанковой техники осуществляются в настоящее время и на части мощностей предприятии следующих частных фирм:
- "Краусс-Маффей" (г. Мюнхен, с 1988 года здесь начат ремонт ЗСУ "Гепард" с темпом пять единиц в месяц);
- "Крупп-Мак машиненбау" (г. Киль, в конце 80-х годов - основной завод по ремонту танков "Леопард-2");
- "Келлер унд Кнаппих" (г. Аугсбург, до конца 90-х годов будет осуществлять ремонт и модернизацию 1400 БМП "Мардер");
- "Вегманн унд К°" [70] (г. Кассель, ремонт и модернизация танков "Леопард-1А5" и М48);
- Майнц индустрис панцерверк" (г. Майнц, арендован Соединенными Штатами для проведения капитального ремонта бронетанковой техники США и других союзников по блоку НАТО).
Схема размещения основных ремонтных предприятий бронетанковой промышленности ФРГ представлена на рис. 1.
При возникновении угрозы войны или ее развязывания руководство вооружённых сил ФРГ предполагает значительно расширить сеть ремонтно-восстановительных заводов и предприятий субпоставщиков. Административно-хозяйственное управление бундесвера заключило договоры с 2500 частными фирмами по ремонту и восстановлению колесной и гусеничной бронированной и небронированной техники на случай войны. Кроме того, ФРГ имеет соглашения с другими странами Североатлантического союза, предусматривающие в "кризисной ситуации" использовать центральные базы НАТО, склады запчастей и агрегатов в Западной Европе для снабжения западногерманских предприятий, а также для ремонта и восстановления военной, и в частности бронетанковой, техники бундесвера.
Руководство вооруженных сил ФРГ уделяет большое внимание планированию, организации, и управлению ремонтно-восстановительными работами. С целью оптимизации управления ремонт бронетанковой техники в стране сосредоточен в четырех районах: земля Шлезвиг-Гольштейн, "Север" - зона ответственности 1-го армейского корпуса, "Центр" и "Юг" - зоны ответственности командований 3 и 2 ак соответственно. Такое территориальное деление, по мнению западногерманского военного командования, позволяет обеспечить оптимальное удаление ремонтных баз от возможной линии фронта и сократить расстояния транспортных перевозок.
Организационно ремонт бронетанковой техники в ФРГ разделен на три категории (по месту проведения) и пять ступеней (по характеру и объему выполняемых работ, см. таблицу).
Организация ремонта бронетанковой техники в ФРГ
Категории ремонта | Ступени ремонта | Задачи | Ответственные за выполнение задач |
I Войсковой ремонт | 1a 1б 2 | Текущий ремонт, включающий чистку, смазку, регулировку, замену мелких деталей Техническое обслуживание, в том числе замена мелких деталей и их ремонт Войсковое обслуживание и ремонт, включающие ремонтные работы продолжительностью до 1 сут. | Экипаж Группы обслуживания ремонтных подразделений сухопутных и территориальных войск, выездные заводские бригадыСпециализированные ремонтные подразделения (батальоны), выездные заводские бригады, предприятия мелких промышленных фирм |
II Полевой ремонт | 3 | Средний ремонт узлов и агрегатов бронетанковой техники, а также их замена | Специализированные ремонтные подразделения, предприятия мелких промышленных фирм |
III Парковый и заводской ремонт | 4 | Капитальный ремонт бронетанковой техники, изготовление крупных агрегатов и модулей, ремонт агрегатов при их полной разборке | Специализированные ремонтные заводы и другие промышленные предприятия |
Из таблицы видно, что западногерманская бронетанковая промышленность оказывает услуги и выполняет ремонтные работы начиная практически с I категории. Основной же задачей отрасли является капитальный ремонт бронетанковой техники (80 проц. бронированных машин ремонтируется на предприятиях, а 20 - в парковых условиях).
За разработку и утверждение планов ремонта бронетанковой техники совместно отвечают пятый отдел тыла главного штаба сухопутных сил и второй отдел управления вооружения министерства обороны ФРГ. Заключением договоров с промышленными предприятиями на ремонт бронированных машин занимаются (в рамках своих зон ответственности) управление материально-технического обеспечения сухопутных войск ФРГ и федеральное ведомство военной техники и закупок.
В зависимости от места проведения ремонтных работ различают два типа договоров: по ремонту техники на предприятии и по ремонту техники выездной заводской бригадой в местах ее дислокации.
При планировании и. заключении договоров в министерстве обороны ФРГ [71] учитывается то обстоятельство, что большее количество заявок на ремонт бронетанковой техники поступает в зимний период. Распределение заказов осуществляется командованием вооруженных сил страны на конкурсной основе. С этой целью договор на ремонт каждого типа боевых машин заключается с двумя или тремя фирмами. Заблаговременно (за четыре-пять лет) этим фирмам поставляют образцы указанных бронированных машин для пробного капитального ремонта, осуществляемого в течение 8-12 месяцев. Результаты сопоставляются, и учитываются министерством обороны при размещении основного заказа на одной, выбранной фирме. В ходе планирования и заключения договоров учитываются возможности субподрядных фирм - поставщиков сотовых агрегатов бронетанковой техники на ремонтные предприятия.
В целом заводы-субподрядчики участвуют в выполнении заказа обычно в объеме 20 проц. своих мощностей, так как эти предприятия заняты в производстве другой продукции для гражданского и военного рынка.
Основным методом промышленного ремонта бронетанковой техники в ФРГ [72] является поставка на ремонтные предприятия новых или ранее отремонтированных запасных частей и агрегатов - готовых для монтажа модулей.
При заключении договоров с промышленностью поставки запчастей и готовых модулей с длительным циклом изготовления согласуются за два-три года до проведения основных работ на ремонтных заводах.
За последние десять лет усилиями ФРГ была налажена объединенная система ремонта и поставок запасных частей для семейства бронированных машин "Леопард" (танки, инженерные машины) между Австралией, Бельгией, Данией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Грецией и Турцией. Ежегодно заключаемые с этими государствами соглашения о поставке им запасных частей и агрегатов обеспечивают ФРГ денежные поступления в военный бюджет на сумму 90 млн. западногерманских марок (в ценах 1988 года).
В настоящее время ядро ремонтной базы бронетанковой промышленности ФРГ составляют пять специализированных предприятий, обладающих значительными ремонтно-восстановительными возможностями.
Ремонтно-восстановительный завод № 860 (г. Санкт-Вендель) - государственное предприятие, находящееся в ведении управления материально-технического обеспечения сухопутных войск ФРГ. Численность занятых более 1000 человек. Имеет специализированные линии по ремонту бронетанковой техники. В настоящее время на заводе осуществляются модернизация и техническое обслуживание самоходных 155-мм гаубиц M109A3G.
Ремонтно-восстановительный завод "Фарцойгверке Ихендорф" (г. Бергхайм, рис. 2) - государственное предприятие, сданное в аренду и управляемое дочерней компанией частных фирм "Крупп-Мак машиненбау" (51 проц. акций) и "Индустриверке Карлсруэ - Аугсбург" (49 проц.).
Количество работающих составляет 950 человек, ежегодный оборот компании - 60 млн. марок. Общая площадь территории предприятия - 170 тыс. м2, из которой 50 тыс. застроены. На заводе имеется государственный склад, где постоянно находятся около 25 тыс. различных запасных частей и готовых модулей бронетанковой и инженерной гусеничной техники. После второй мировой войны завод занимался ремонтом английской и бельгийской военной техники. С 1961 года на предприятии осуществляется капитальный ремонт БРЭМ, танковых мостоукладчиков на шасси танка М48 и саперных танков М88. В последние годы, ремонтируется бронированная инженерная техника семейства "Леопард", а также танки "Леопард-1".
В среднем ежегодный объем выполняемых на предприятии ремонтных работ составляет 780 тыс. человеко-часов. Продолжительность капитального ремонта гусеничной бронированной техники - три месяца, отдельных узлов и агрегатов (силовая установка, силовая передача, вооружение) - два месяца.
Завод "Индустриверке Саар" (г. Фрейзен) - государственное предприятие с числом занятых более 1000 человек. Площадь заводских корпусов составляет 40 тыс. м2. С 1963 года предприятие стало специализироваться на ремонте колесной техники, в 1965-м им был полностью освоен капитальный ремонт гусеничной бронетанковой техники. В настоящее время разборка и сборка ремонтируемых бронированных машин осуществляются на специально оборудованных линиях.
В программу работ предприятия были включены: ремонт БТР (1965-1972 годы), колесных бронированных машин и грузовых автомашин на шасси автомобиля "Унимог" (по настоящее время), инженерных машин и тягачей типа DK-60 (1973-1981), 90-мм самоходных противотанковых пушек "Каннонненягдпанцер" [73] (начиная с 1973 года), БМП "Мардер" (рис. 3, с 1975-го), БТР М113А1 (с 1979-го), БРМ "Лукc" (с 1982-го).
Всего на заводе прошли капитальный ремонт свыше 100 тыс. двигателей, 75 тыс. коробок передач, более 20 тыс. единиц колесной техники бундесвера и около 3 тыс. боевых бронированных и инженерных гусеничных машин. Часть мощностей предприятия занята в гражданском секторе хозяйства - осуществляется ремонт сельскохозяйственной техники, холодильных установок для атомной промышленности, различного заводского оборудования.
Ремонтно-восстановительный завод "Фленсбургер фарцойгбау" (г. Фленсбург) - государственное предприятие (дочерняя компания государственной фирмы "Фленсбургер шифбау"). В последние годы численность персонала возросла с 270 до 350 человек, площадь цехов по ремонту бронированных машин составляет 15 тыс. м2. Завод имеет склады запасных частей и готовых модулей бронетанковой техники общей площадью около 5 тыс. м2.
Завод начал функционировать с 1872 года как судостроительная верфь. В 1963-м он был превращен в основную ремонтную базу материально-технического имущества и колесной техники сухопутных сил ФРГ, а с 1965-го стал осуществлять капитальный ремонт гусеничной бронетанковой техники. В настоящее время на заводе проводится капитальный ремонт бронетанковой техники территориального командования "Шлезвиг-Гольштейн" и 6-й мотопехотной дивизии бундесвера.
Начиная с 1965 года завод занимался ремонтом танков М41, ЗСУ М42 (отремонтировано около 300 единиц), БТР "Гочкис" (более 700) и MTW13 (свыше 1000), танков М48 и "Леопард-1", БМП "Мардер", а также двигателей и трансмиссий.
Ремонтно-восстановительный завод "Майнц индустрис панцерверк", (г. Майнц). Функционирует с 1956 года как филиал частной фирмы "Лютер-Верке унд К°". После финансового краха завод сдан в аренду США для ремонта американской бронетанковой техники. Численность занятых 2800 человек, включая 270 работающих на отдельном производстве завода в г. Обер-Рамштадт (специализировано на замене резиновых бандажей танковых катков и накладок траков).
Годовой оборот предприятия (с учетом 130 млн. марок на содержание производственного персонала) составляет 300 млн., стоимость основного капитала - 1 млн. марок.
На заводе осуществляется капитальный ремонт танков Ml "Абрамc", БТР М113, модернизация танков М60А1 и самоходных артиллерийских установок М109А1. Ремонтируется также бронетанковая техника Австрии, Бельгии, Канады, Португалии, Нидерландов, Швейцарии, Великобритании. Помимо этого, с конца 50-х годов по настоящее время на предприятии было отремонтировано свыше 8 тыс. двигателей и коробок передач, заменены резиновые бандажи у 45 тыс. танковых катков и резиновые накладки у 170 тыс. танковых траков.
В среднем время капитального ремонта бронетанковой техники на заводе составляет от 35 до 52 дней, в том числе танков - до 45 дней. На восстановление поврежденной бронетанковой техники требуется примерно 60 дней (при нормальных условиях работы).
После завершения реконструкции завода в 1988 году стало возможным увеличить его мощности и объем выполняемых работ. Так, если в 1983 году затрачивалось 3 млн. человеко-часов в год на капитальный ремонт 1670 единиц бронированных машин, то с 1988-го завод способен отремонтировать 2300 единиц бронетанковой техники, затрачивая до 5 млн. человеко-часов. В ходе реконструкции предприятия было также установлено оборудование по ремонту РСЗО.
Таким образом, бронетанковая промышленность ФРГ уже в мирное время имеет достаточно крупную ремонтно-восстановительную базу, способную осуществлять ремонт бронетанковой техники как национальных вооруженных сил, так и союзников по блоку НАТО. В случае развязывания войны военно-политическое руководство страны предусматривает значительное расширение сети ремонтно-восстановительных предприятий.