Новый канадский учебно-тренировочный самолет
Подполковник В. Юрцев
Канадской фирмой "Венга" разработан учебно-тренировочный самолет TG-10, который предназначается для обучения летного состава тактической авиации (на всех этапах подготовки) с выполнением фигур высшего пилотажа. В основу создания нового самолета были положены конструктивные схемы американских истребителей F-5E "Тайгер-2" и F-18A "Хорнет", а главной отличительной особенностью является изготовление планера полностью из композиционных материалов (КМ). В частности, основные лонжероны выполнены из КМ с алюминиевой матрицей и армированием волокнами углерода, другие высоконагруженные конструктивные элементы - из углепластика. Кроме того, широко используются слоистые конструкции с заполнителем из прессованного пенопласта и обшивки из стеклоткани, соединяемые эпоксидными смолами в вакууме. Такие конструкции, как считают канадские специалисты, существенно упрощают ремонт в полевых условиях. Ресурс планера вследствие повышенных (по сравнению с металлическими конструкциями) коррозионной стойкости и усталостной прочности составит, по их расчетам, около 10 тыс. ч налета.
К другим особенностям самолета TG-10 относятся модульность конструкции, способность осуществлять взлет и посадку на участки шоссейных дорог и полевые аэродромы, возможность применения (после соответствующего переоборудования) в качестве легкого одноместного штурмовика.
Конструктивно TG-10 выполнен по схеме моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом с положительным поперечным V, равным 2,5° (см. рисунок). В состав механизации крыла входят предкрылки с электрическим приводом и дифференциально отклоняемые элероны с триммерами. Хвостовое [47] оперение включает низкорасположенный стреловидный стабилизатор с рулем высоты и размещенные впереди него два киля с рулями направления. Все рули снабжены триммерами. Фюзеляж по схеме и внешнему виду аналогичен фюзеляжу истребителя F-5E. По его бокам в районе крыла находятся воздухозаборники с большими разделительными (щелеобразующими) перегородками, а на нижней части имеются воздушные тормоза с электрогидравлическим приводом. Шасси трехколесное. Проектные тактико-технические характеристики самолета TG-10 приведены ниже.
Геометрические размеры, м: | |
---|---|
длина | 11,89 |
высота | 4,04 |
размах крыла | 8,23 |
Масса {1}, кг: | |
пустого самолета (с оборудованием и невырабатываемым остатком топлива) | 1290 (1050) |
вырабатываемого запаса топлива во внутренних баках | 900 |
боевой (полезной) нагрузки на наружных узлах подвески | 275 (845) |
максимальная взлетная | 2645 (2885) |
Максимальная скорость полёта {2}, км/ч: | |
на уровне моря в условиях МСА | 900 |
на высоте 9000 м в условиях МСА | 835 |
Скорость сваливания, км/ч | 145 |
Максимальная скороподъемность на уровне моря в условиях МСА, м/с | 35,6 |
Время набора высоты 9000 м, мин | 7,2 |
Длина разбега на уровне моря в условиях МСА, м | 185 |
Взлетная дистанция на уровне моря в условиях МСА, м | 400 |
Максимальная дальность полёта, км: | |
с внутренним запасом топлива и учетом 10 проц. резерва | 1760 |
с подвесным топливным баком без учета резерва | 2350 |
Максимальная продолжительность полета на высоте 9000 м, ч | 2,5 |
{1} В скобках приведены характеристики массы самолета в варианте штурмовика.
{2} Эта и последующие характеристики рассчитаны для взлетной массы 2645 кг при условии использования двигателя J85-GE-5.
Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением обучающегося и инструктора. Члены экипажа разделены внутренней перегородкой и размещаются на креслах, обеспечивающих катапультирование в аварийной обстановке при нулевой высоте и скорости полета. Фонарь общий, сбрасываемый. Органы управления и приборное оборудование дублированные, за исключением переключателей топливных насосов и панели управления оружием.
Силовая установка опытного образца самолета TG-10 состоит из турбореактивного двигателя J85-GE-5 американской фирмы "Дженерал электрик" тягой 1330 кгс. В ходе серийного производства этот двигатель планируется заменить более современным и экономичным двухконтурным JT15D-4C канадского отделения американской фирмы "Пратт энд Уитни" тягой 1130 кгс. Топливо размещается в трех фюзеляжных баках общей емкостью 1220 л. При использовании самолета в качестве штурмовика предусматривается возможность подвески под фюзеляжем дополнительного сбрасываемого бака емкостью 265 л.
Бортовое оборудование TG-10 упрощенное, стандартное для машин такого типа. Вооружение располагается на четырех подкрыльевых и одном подфюзеляжном узле подвески и может включать до трех 7,62-мм или 12,7-мм пулеметов с боекомплектом по 450 или 250 патронов соответственно, две 20-мм пушки с боекомплектом по 150 патронов, пусковые установки с НАР калибров 68, 70 и 81 мм, а также неуправляемые бомбы калибра до 250 фунтов. Кроме того, рассматривается возможность установки на этих же узлах малогабаритного подвесного разведывательного оборудования.
Согласно сообщениям зарубежной печати, первый опытный образец самолета TG-10 собран в конце 1987 г. и в настоящее время ведутся его летные испытания.
США. Планируется после ввода в боевой состав стратегического авиационного командования (САК) первого авиакрыла, вооруженного новыми тяжелыми бомбардировщиками В-2 (36 машин, авиабаза Уайтмен, штат Миссури), передать тактическому авиационному командованию имеющиеся в САК средние бомбардировщики FB-111. В последующем для наращивания ядерного потенциала группировки американских вооруженных сил в Европейской зоне самолеты FB-111 предполагается передать в состав размещенного там командования ВВС США.
ГРЕЦИЯ. Намечается вывести в текущем году из боевого состава греческих ВВС последние восемь тактических самолетов-разведчиков RF-84F "Тандерфлэш" американского производства. Это вызвано полной выработкой эксплуатационного ресурса планера, достигшего 9 тыс. ч.
НАТО. Достигнуто соглашение между министрами обороны стран - участниц блока о том, что большая часть расходов, связанных с перебазированием 401-го тактического истребительного авиационного крыла ВВС США с испанской авиабазы Торрехон в Италию, будет оплачена из средств, выделяемых на программу развития инфраструктуры НАТО в Европе. В боевом составе этого авиакрыла насчитывается 72 тактических истребителя F-16 "Файтинг Фалкон" и около 4000 человек личного состава. По расчетам экспертов НАТО, данное мероприятие обойдется более чем в 500 млн. долларов.
ШВЕЦИЯ. Заключен контракт между министерством обороны и фирмой СААБ на проведение капитального ремонта и модернизации состоящих на вооружении ВВС страны 135 учебно-боевых самолетов Sk-60 (фирменное обозначение Сааб105) с целью продления их срока службы и повышения боевых возможностей. Самолеты этого типа используются главным образом в качестве учебных при подготовке летчиков истребительной авиации. В случае необходимости они могут решать задачи легких штурмовиков при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС.