Военно-воздушные силы Турции
Подполковник Г. Жданов,
кандидат технических наук
Важность стратегического положения Турции, которое определяется общностью границ с Советским Союзом и Болгарией, а также возможностью контролировать Черноморскую проливную зону, явилась главным фактором, оказывающим решающее влияние на роль и место этого государства в осуществлении агрессивных замыслов милитаристских кругов США и НАТО против стран социалистического содружества с южного направления. Более того, Турция, безоговорочно следующая в кильватере американской политики, используется также для усиления военного присутствия США на Ближнем и Среднем Востоке. Нынешнее турецкое правоконсервативное правительство видит укрепление своей власти в стране в строительстве сильной армии и тесном союзе с американским империализмом.
Турция - один из самых активных членов блока. В строительстве национальных вооруженных сил она полностью ориентируется на США и НАТО. Военная доктрина Турции предусматривает всестороннее развитие всех видов вооруженных сил, в том числе и ВВС.
По свидетельству военных экспертов, турецкие ВВС уже в мирное время достаточно хорошо подготовлены к военным действиям и являются важной составной частью авиационной группировки блока на Южно-Европейском ТВД.
В соответствии с принятыми в НАТО основными положениями о боевом применении тактической авиации на ВВС Турции возлагаются следующие задачи: завоевание и удержание превосходства в воздухе; авиационная поддержка сухопутных войск и ВМС; изоляция районов боевых действий; защита административно-политических я промышленных центров, группировок войск и других важнейших объектов от ударов противника с воздуха; переброска войск и грузов и ведение воздушной разведки в интересах как своих вооруженных сил, так и ОВС НАТО в целом.
Кроме того, части и подразделения ВВС Турции совместно с ВМС контролируют Черноморскую проливную зону и морские коммуникации в восточной части Средиземного моря.
Ниже, по данным, опубликованным в зарубежной печати, освещаются состав, организация, боевая подготовка и основные направления строительства турецких ВВС.
Организация и боевой состав. Во главе военно-воздушных сил стоит командующий, который непосредственно подчинен начальнику генерального штаба вооруженных сил страны. Руководство подчиненными ему соединениями и частями он осуществляет через свой штаб (расположен в г. Анкара), состоящий из нескольких управлений: личного состава, оперативного, службы тыла, планирования, военной разведки и других.
Штаб - орган оперативного руководства ВВС. Он планирует, организует и контролирует оперативную и боевую подготовку, мобилизационное и оперативное развертывание в национальном масштабе, решает вопросы обеспечения вооружением частей и подразделений. Офицеры штаба активно участвуют в разработке планов использования турецкой авиации в учениях, проходящих в рамках объединенных ВВС НАТО на ЮЕ ТВД. [36]
Организационно ВВС состоят из двух (1-го и 2-го) тактических авиационных командований (ТАК), ракетной базы ЗУР (по данным некоторых иностранных журналов, она входит в состав 1 ТАК), учебного и транспортного авиационных командований (рис. 1).
Тактическое авиационное командование - высшее оперативное объединение ВВС Турции, предназначенное для ведения воздушных операций на одном-двух операционных направлениях. Штаб ТАК отвечает за поддержание высокой боевой готовности частей и подразделений, руководит их боевой подготовкой и участвует в разработке учений, проводимых как в национальном масштабе, так и в рамках блока. В военное время он организует воздушные операции и взаимодействие авиации с сухопутными войсками и ВМС.
В ТАК входят авиационные базы, являющиеся основными авиационными частями, которые, как правило, состоят из двух-трех эскадрилий. Командир базы отвечает за боевую готовность и летную подготовку личного состава, состояние авиационной техники и материально-техническое обеспечение подчиненных ему подразделений. Основное боевое подразделение ВВС - авиационная эскадрилья (в ней 15-20 самолетов).
1-е тактическое авиационное командование (штаб в Эскишехир) объединяет четыре авиационные базы (Эскишехир, Мюртед, Бандырма и Балыкесир) и одну ракетную базу ЗУР "Найк-Геркулес" (Алемдар). На авиабазе Эскишехир дислоцируются две истребительно-бомбардировочные эскадрильи (вооружены самолетами F-100D и F-4E соответственно) и одна разведывательная (RF-5A и [37] RF-4E). На авиабазе Мюртед находятся две истребительно-бомбардировочные эскадрильи (F-104G), а на авиабазе Бандырма - одна истребительно-бомбардировочная (F-104G) и одна разведывательная (F-5A и RF-5A). На авиабазе Балыкесир дислоцируются одна истребительно-бомбардировочная (F-104G) и две истребительные (F-104S и G) эскадрильи.
Ракетная база (Алемдар) включает два дивизиона ЗУР (по четыре эскадрильи), в которых насчитывается 72 ПУ зенитных ракет "Найк-Геркулес". Задача дивизионов - обеспечить прикрытие с воздуха Черноморской проливной зоны, а также важного административно-политического центра страны и военно-морской базы - Стамбула.
2-е тактическое авиационное командование (Диярбакыр) включает три авиационные базы: Мерзифон - две истребительно-бомбардировочные эскадрильи (F-5A), Эрхач - три истребительно-бомбардировочные эскадрильи (F-4E) и Диярбакыр - две истребительно-бомбардировочные (F-104G, рис. 2) и одна разведывательная (RF-5A).
Таким образом, согласно опубликованным в зарубежной печати данным, в боевом составе ВВС Турции насчитывается 18 эскадрилий боевой авиации, в том числе 13 истребительно-бомбардировочных (ударных), две истребительные (ПВО) и три разведывательные. Всего в ВВС Турции имеется около 580 боевых и учебно-боевых самолетов.
Транспортное авиационное командование (Этимесгут) имеет четыре эскадрильи, в которых насчитывается семь военно-транспортных самолетов С-130 "Геркулес", 20 C-160D "Трансалл" (рис. 3), 22 С-47А "Скайтрейн", 3 "Вискаунт", 2 С-47А и 4 Цессна 421.
Кроме того, в составе ВВС имеется 15 вертолетов UH-1H "Ирокез", 5 UH-19B и т. д. Подробнее боевой состав ВВС Турции приведен в таблице.
Боевой состав ВВС Турции
Назначение эскадрилий | Количество эскадрилий (самолетов в них) | В том числе |
Истребительно-бомбардировочные (ибаэ) | 13 (227) | 4 (75 F-4E) 6 (72 F-104G) 2 (40 F-5A и B) 1 (40 F-100) |
Истребительные (иаэ) | 2 (40) | 2 (36 F-104F и 4 TF-104) |
Разведывательные (раэ) | 3 (28) | 1 (20 RF-5A и B) 1 (8 RF-4E) |
Транспортные (траэ) | 4 (58) | 1 (7 C-130E) 1 (20 C-160D) 1 (22 C-47A) 1 (3 "Вискаунт", 2 С-47А, 4 Цессна 421) |
Учебно-боевые (убаэ) | 2 (28) | 2 (4 F-104 и 24 F-5) |
Специальные и вспомогательные (включая учебные) | . (285) | 55 F-100, 82 T-33, 12 T-34, 2 C-47A, 42 T-37, 29 T-38, 15 UH-1H, 5 UH-19B и другие |
Зенитные ракетные | 11 (96) | 8 (72 "Найк-Геркулес") 3 (24 "Рапира") |
Учебное авиационное командование (Измир) осуществляет общую и специальную подготовку летного и инженерно-технического состава для частей и подразделений ВВС Турции. В него входят летные и технические училища и школы, две учебные авиационные базы (Конья, Чигли).
Авиационное училище ВВС в Стамбуле - основное военно-учебное заведение по подготовке офицерских кадров для турецких военно-воздушных сил. Здесь в течение четырех лет осуществляется общеобразовательная, военная и техническая подготовка курсантов по единой программе. Начальное летное обучение они проходят на самолетах Т-33, Т-37 и Т-38. После окончания училища выпускникам присваивается воинское звание лейтенант с выдачей диплома по специальности "конструкция и [38] эксплуатация самолета и двигателя". Затем они направляются для дальнейшей специализации в училища родов войск и служб, а отобранные для летной работы на учебные авиабазы.
Личный состав, обслуживающий авиационную технику, готовится в техническом училище в Измире. Операторы и техники радиолокационных станции, специалисты центров и постов управления и оповещения, связисты, офицеры аэродромной службы и тылового обеспечения ВВС обучаются в соответствующих учебных заведениях (училищах и школах).
Летная подготовка слушателей на учебно-боевых и боевых самолетах F-100 осуществляется на авиабазе Конья, многоцелевых тактических истребителях F-4E - в учебном центре авиабазы Эскишехир, a F-104G - на авиабазах Мюртед и Балыкесир. Программы подготовки рассчитаны на один год и предусматривают освоение техники пилотирования боевого самолета, отработку элементов его боевого применения, включая практическое бомбометание и пуски ракет. По окончании курса подготовки слушателям вручается диплом, нагрудный знак военного летчика, и они направляются в боевые авиационные части.
Самолетный парк учебного авиационного командования, по данным иностранной печати, насчитывает более 200 самолетов, в том числе: 82 Т-33, 12 Т-34А, 42 Т-37, 29 Т-38, 20 Т-41 и 17 TF-104.
Противовоздушная оборона Турции является составной частью объединенной системы ПВО НАТО в Европе (район ответственности 6 ОТАК). Оповещение военно-политического руководства о воздушном противнике и управление активными силами и средствами производится на основе информации, поступающей от центров управления и оповещения, радиолокационных постов, большинство из которых подключено к объединенной автоматизированной системе управления ПВО НАТО "Нейдж".
В составе активных сил ПВО Турции находятся истребители F-104S, ЗРЕ "Найк-Геркулес" и "Рапира", а также зенитная артиллерия. Противовоздушная оборона большей части территории страны осуществляется в основном истребительной авиацией и зенитной артиллерией, а на эскадрильи ЗУР "Найк-Геркулес" (72 ПУ) возложено главным образом прикрытие зоны Черноморских проливов.
Кроме того, ПВО аэродромов, портов и т. п. от низколетящих целей обеспечивается батареями 40-мм зенитных пушек и ЗРК "Рапира" (24 ПУ).
В настоящее время, по мнению руководства блока, система ПВО Турции не обеспечивает надежного прикрытия объектов, особенно от ударов самолетов, летящих на малых и предельно малых высотах. В связи с этим модернизируются радиолокационные посты и центры оповещения и управления, закупаются ЗРК "Рапира" и т.д. В перспективе намечается использовать для этой цели часть тактических истребителей F-16, оснащенных новейшими управляемыми ракетами малой и средней дальности класса "воздух - воздух". Планируется также использовать воздушную систему ДРЛО и управления командования АВАКС НАТО.
Боевая подготовка ВВС Турции организуется и проводится по планам национального командования под контролем командования объединенных ВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД и направлена на дальнейшее повышение их боеготовности. При этом большое внимание уделяется учениям и соревнованиям, в ходе которых совершенствуется [39] мастерство личного состава, отрабатывается взаимодействие частей и подразделений в различной обстановке.
Турецкие ВВС принимают активное участие в войсковых и командно-штабных учениях НАТО, проводимых на ЮЕ ТВД, таких, как "Дисплей детерминэйшн", "Дон пэтрол", и других.
В процессе боевой подготовки личный состав ВВС тренируется в выполнении главным образом присущих данному роду авиации задач. В частности, экипажи тактических истребителей отрабатывают нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным и морским целям. При этом особый упор делается на подготовку экипажей к преодолению сильной ПВО противника. По взглядам турецких военных специалистов, уровень потерь своих самолетов от сил ПВО противника можно снизить за счет выполнения полетов на малых и предельно малых высотах, оптимального построения боевых порядков и выбора маршрутов полета, эффективного использования средств РЭБ, поражения целей с первого захода и т. д.
Экипажи истребительной авиации учатся перехватывать воздушные цели из положения "дежурство на аэродроме" или при патрулировании в зоне. Однако в последнее время, как свидетельствует иностранная печать, в ВВС Турции большое внимание уделяется также подготовке летчиков-истребителей к нанесению ударов по наземным объектам.
Подразделения транспортной авиации занимаются подготовкой к выполнению таких традиционных задач, как переброска войск и грузов, выброска воздушных десантов, эвакуация больных и раненых и т. д.
В плане оперативной подготовки ВВС, судя по материалам западной прессы, значительное внимание уделяется отработке взаимодействия авиации с сухопутными войсками и ВМС как в национальных масштабах, так и в рамках блока НАТО.
Развитие. Военно-политическое руководство страны считает, что турецкие ВВС не смогут в полной мере решать возложенные на них задачи и нуждаются в качественном обновлении самолетного парка, оснащении современным управляемым оружием, совершенствовании систем управления. При этом отмечается, что около 30 проц. боевых самолетов, имеющихся на вооружении ВВС, составляют сильно устаревшие истребители, такие, как F-5 (рис. 4) и F-100. Не совсем соответствуют современным требованиям также F-104 и F-4. Поэтому в настоящее время реализуется программа перевооружения части подразделений ВВС новыми самолетами. В частности, для этих целей организуется совместное с США производство тактических истребителей F-16. По соглашению, подписанному в конце 1983 года, турецкая авиационная фирма "Тусаж" совместно с компаниями "Дженерал дайнэмикс" и "Дженерал электрик" построила два завода - в Мюртед (пригород Анкары), где производится сборка самолетов, и в Эскишехир (по производству для них авиационных двигателей). Летные испытания первого F-16, построенного в Турции, начались в октябре 1987 года. Первоначально сборка самолетов будет производиться из частей и узлов, поставляемых американской компанией "Дженерал дайнэмикс", а затем намечается наладить производство отдельных агрегатов на национальных предприятиях. К середине 90-х годов в составе турецких ВВС планируется иметь 160 самолетов F-16. [40]
Активно помогают Турции в укреплении ее ВВС и другие страны НАТО. Западная пресса сообщает, что с помощью ФРГ расширены и модернизированы предприятия по сборке многоцелевых вертолетов UH-1H "Ирокез". Кроме этого, как сообщает иностранная печать, Турция продолжит оснащение своих ВВС управляемым авиационным оружием, в частности УР "Сайдвиндер", "Спарроу", "Фалкон", "Буллпап" и другими.
В целом, по оценке зарубежных военных специалистов, ВВС Турции представляют достаточно сильную авиационную группировку в составе объединенных ВВС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а по мере их переоснащения новой авиационной техникой и оружием станут самым мощным компонентом вооруженных сил этого агрессивного блока в данном регионе.