Бомбардировщик B-1B: некоторые итоги первых лет эксплуатации
Полковник П. Иванов
Военно-политическое руководство США еще в середине 60-х годов пришло к выводу о необходимости разработки нового стратегического бомбардировщика, который со временем мог бы заменить устаревающие самолеты B-52. Контракт на создание такого бомбардировщика, получившего обозначение В-1А, был выдан фирме «Рокуэлл интернэшнл» в 1970 году. В 1972-1979 годах фирма изготовила четыре опытных образца В-1А, которые использовались для проведения летных испытаний. Однако в 1977 году бывший президент США Картер объявил о прекращении программы разработки B-1А.
В 1981 году с приходом к власти администрации Рейгана работы по этой программе возобновились, причем было принято решение создать на базе В-1А более совершенный бомбардировщик B-1B, способный наносить удары в глубине территории противника (см. цветную вклейку). Летные испытания его первого серийного образца начались в 1984 году (основные характеристики бомбардировщика приведены ниже).
Масса,кг: | |
---|---|
максимальная взлетная | 216400 |
пустого самолета | 87000 |
Скорость полета, число М: | |
максимальная (на высоте 11000 м) | 1,25 |
крейсерская (на высоте 11000 м) | 0,72 |
при прорыве системы ПВО (на высоте 60 м) | 965 км/ч |
Практический потолок, м | более 15000 |
Максимальная дальность полета без дозаправки топливом в воздухе, км | 11300 |
Длина самолета, м | 44,8 |
Высота, м | 10,4 |
Размах крыла, м: | |
при угле стреловидности 15 ° | 41,7 |
при угле стреловидности 67,5 ° | 23,8 |
Площадь крыла, м2 | 181,2 |
Бомбардировщик В-1В (см. рисунок) оснащен крылом, угол стреловидности которого изменяется в полете от 15 до 67,5 °. Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей максимальной тягой по 13600 кгс. Экипаж четыре человека – два летчика и операторы соответственно наступательной и оборонительной системы самолета. Вооружение размещается в трех бомбоотсеках и на восьми наружных узлах подвески. Судя по сообщениям иностранной прессы, максимальными вариантами однотипного вооружения самолета В-1B могут быть следующие: 22 крылатые ракеты воздушного базирования AGM-86B, 38 управляемых ракет СРЭМ AGM-69A, 20 ядерных бомб В-28, 38 ядерных бомб В-61 или В-83; 128 обычных бомб Мк82 калибра 500 фунтов, 38 бомб Мк84 калибра 2000 фунтов.
Стоимость одного самолета В-1В составляет около 270 млн. долларов, строительство всех 100 бомбардировщиков, запланированных к производству, завершилось в январе 1988 года.
Опыт первых лет эксплуатации В-1В (поступление их на вооружение стратегического авиационного командования ВВС США началось в 1985 году) выявил ряд существенных недостатков не только в самой организации эксплуатации самолетов в боевых частях, но и в работе отдельных бортовых систем, влияющих в целом на эффективность нового бомбардировщика как единой системы оружия.
В отношении первого положения в зарубежной печати отмечается явно неудовлетворительное обеспечение самолетов В-1В запасными частями, поставки которых, несмотря на значительные средства, выделенные для их приобретения, постоянно задерживались, что не могло не сказаться на уровне боеготовности бомбардировщиков. В этой связи сообщается, что в начальный период эксплуатации (в конце 1986 года) после вылета каждого самолета В-1В возникала необходимость [38] замены на нем в среднем 2–2,2 узлов или деталей. Весной 1987 года данный параметр снизился до 1,6, а в дальнейшем его намечается довести до 1 (для сравнения: после каждого вылета бомбардировщика В-52 требуется замена в среднем 0,4 детали). Чтобы как-то выйти из создавшегося положения и обеспечить хотя бы частичное выполнение плана налета, американские авиационные специалисты прибегли к практике демонтажа необходимых запасных частей с одних самолетов с целью установки их на другие. По этой причине два - четыре бомбардировщика В-1В постоянно находились в разукомплектованном состоянии. Для кардинального решения проблемы снабжения В-1В запасными частями предполагается только в период 1989–1992 годов выделить на их приобретение около 580 млн. долларов, что приведет к повышению в целом стоимости программы В-1В.
Касаясь конструктивных недостатков бортовых систем самолета, иностранная пресса в качестве основных выделяет недостаточную герметичность топливной и гидравлической систем, а также низкую надежность комплекса РЭБ, РЛС и системы встроенного контроля.
В процессе эксплуатации бомбардировщиков В-1В довольно часто отмечались случаи утечек топлива из интегральных крыльевых и фюзеляжных баков. Основной их причиной американские специалисты считают значительные перегрузки и большой уровень вибраций, возникающие при полетах самолета на малых высотах. Усилиями фирмы «Рокуэлл интернэшнл» этот недостаток постепенно устраняется. В частности, сообщается, что если в июне 1986 года произошло 53 утечки топлива на 11 самолетах, то уже в феврале 1987-го зарегистрирован 41 случай утечки на 26 бомбардировщиках. Кроме того, неоднократно фиксировалась утечка смеси из гидросистемы, рассчитанной на давление 281 кг/см2. Однако по мере приобретения техническим персоналом опыта в обслуживании гидросистемы в целом, ее титановых трубопроводов и их соединений число утечек гидросмеси стало постепенно уменьшаться.
В марте 1987 года началась отработка полетов бомбардировщиков В-1В на малых высотах с использованием бортовой РЛС при ее работе в режиме следования рельефу местности. Минимальная высота полета была снижена до 150 м (до этого допускались полеты на высотах не менее 300 м), а максимальная разрешенная скорость полета на этих высотах была увеличена с 1050 до 1100 км/ч. К концу 1987 года минимальную высоту полета В-1В планировалось довести до 60 м, что должно соответствовать условиям применения бомбардировщика в военное время при прорыве системы ПВО. Как недостаток в работе системы обеспечения полета на малых высотах с огибанием рельефа местности западная печать отмечает неоднократные случаи, когда РЛС реагировала на наземные металлические сооружения и конструкции, принимая их за возвышенности, что приводило к автоматическому увеличению высоты пролета самолета над ними.
В ходе полетов В-1В были выявлены существенные недостатки в работе бортового комплекса радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-161 – крупнейшей самолетной системы РЭБ из всех ранее созданных в США (она состоит из 118 блоков и весит в общей сложности около 2300 кг). Основными причинами недостатков считаются несовершенство программы ЭВМ, управляющей работой комплекса, и электромагнитная несовместимость активных средств системы и некоторых самолетных радиоэлектронных средств. Американские специалисты полагают, что для обеспечения решения всех расчетных задач с помощью системы РЭБ требуется ее существенная доработка. На эти цели в 1988–1989 годах планируется выделить около 130 млн. долларов. Полная готовность системы ожидается к 1990 году.
В ходе эксплуатации бомбардировщиков В-1В отмечалась низкая надежность бортовой системы встроенного контроля, которая сигнализировала практически в каждом полете о значительном количестве отказов или неисправностей в самолетных системах. В частности, в конце 1986 года система выдавала сигналы о возникновении в среднем 110– 120 неисправностей и отказов, к марту 1987-го – о 74, причем около половины в обоих случаях были ошибочными или ложными. В соответствии с существующими требованиями ВВС, число ложных или ошибочных отказов и неисправностей, регистрируемых системой встроенного контроля в ходе каждого полета, планировалось снизить к осени 1987 года до десяти, а затем и до трех.
Вышеперечисленные недостатки в работе бортовых систем бомбардировщика В-1В привели к тому, что общий план налета и налет на каждый самолет оказались невыполненными, а это сказалось на темпах подготовки летного состава. Так, к апрелю 1987 года на 30 поставленных к тому времени самолетов В-1В приходилось только 13 экипажей, из которых ни один не был подготовлен к выполнению боевых задач в полном объеме. Стремясь исправить такое положение, командование ВВС США планирует уже к декабрю 1988 года иметь по 1,37 экипажа на каждый бомбардировщик В-1В.
Однако американские военные эксперты считают, что, несмотря на выявленные в ходе первых лет эксплуатации недостатки, характерные для любой новой системы оружия, находящейся на аналогичном этапе освоения, этот бомбардировщик даже при некоторых существующих ограничениях по боевому применению мог бы уже сегодня использоваться в войне.