Тыловое обеспечение бронетанковой (механизированной) дивизии США
Полковник Я. Буруль, кандидат военных наук
Всестороннее и бесперебойное тыловое обеспечение сухопутных войск США рассматривается их командованием как важнейший фактор, определяющий успешное ведение ими боевых действий. Американские военные специалисты, исходя из опыта участия вооруженных сил США во второй мировой и последующих локальных войнах и военных конфликтах, подчеркивают, что значение всех видов тылового обеспечения (материального, технического, медицинского) и их влияние на ход и исход военных действий непрерывно возрастают. По мнению военных экспертов, все звенья тыла должны обладать высокой живучестью, подвижностью и возможностями в течение определенного времени автономно решать задачи материально-технического обеспечения войск в операции и бою. В связи с этим командование армии США уделяет большое внимание постоянному совершенствованию системы тылового обеспечения войск, считая, что эффективное использование ее возможностей способствует более полному проявлению боевых качеств соединений и частей.
В зарубежной прессе подчеркивается, что если солдат в условиях боевых действий за счет мобилизации духовных и физических сил может сохранить и даже повысить свою способность действовать, несмотря на временные перебои в снабжении питанием, обмундированием и т. д., то в отношении техники и оружия, находящихся в его руках, подобное положение абсолютно исключено: без топлива неработоспособен любой двигатель, без боеприпасов оружие в ряде ситуаций становится только обузой, а недостатки в обслуживании боевой техники неизбежно станут причиной ее преждевременного износа и выхода из строя.
Поэтому американское командование уделяет большое внимание повышению эффективности работы тыла, бесперебойности материально-технического обеспечения боевых действий частей и подразделений, установлению оптимального соотношения между боевыми и тыловыми частями. Оно исходит из того, что по мере поступления на вооружение новых видов оружия и военной техники численность личного состава боевых расчетов имеет тенденцию к сокращению, поскольку повышается степень автоматизации управления данными системами. В то же время техническое обслуживание такого вооружения и обеспечение его боеприпасами, ГСМ и другими предметами снабжения усложняются и требуют увеличения численности обслуживающего личного состава в тыловых частях и подразделениях, что в современных условиях в большей мере, чем раньше, влияет на боевую готовность и боевые возможности частей и подразделений.
Как сообщает иностранная военная печать, в настоящее время в сухопутных войсках продолжается реализация программы их дальнейшего строительства («Армия-90»), в соответствии с которой совершенствуется структура соединений «тяжелого» типа (бронетанковых и механизированных дивизий), в том числе и их органов тылового обеспечения, организационно сведенных в командование тыла.
Командование тыла дивизии возглавляет начальник тыла дивизии, который отвечает за следующие вопросы: снабжение частей и подразделений всеми видами довольствия, подвоз его автомобильным и другими видами транспорта; эвакуация и ремонт оружия, военной техники и различного оборудования; сбор, оказание медицинской помощи и эвакуация раненых и больных; размещение и перемещение тыловых частей и подразделений, а также организация их охраны и обороны; сбор и эвакуация трофейного и не годного для использования имущества, оружия и техники; захоронение погибших в бою и умерших военнослужащих. В его состав входят штаб и центр МТО, штабная рота, три батальона тылового обеспечения бригад, батальон тылового обеспечения дивизии и рота ремонта авиационной техники {1}.
Как отмечают американские специалисты, тыловое обеспечение дивизии включает решение следующих задач: его организацию, [21] материальное, техническое и медицинское обеспечение, а также управление деятельностью тыловых органов.
Организация тылового обеспечения дивизии предполагает выполнение ряда мероприятий, связанных с назначением тыловых районов, размещением и перемещением тыловых частей и подразделений, назначением главных путей подвоза и эвакуации и их обслуживанием, проведением мероприятий по охране и обороне тыловых районов. При этом основная часть сил и средств будет располагаться в зоне боевых действий. В целях установления территориальной ответственности должностных лиц за размещение там тыловых органов назначаются тыловые районы корпусов, дивизий, а также районы развертывания тыла бригад и батальонов. Удаление тыловых подразделений от боевых порядков определяется планируемой потребностью войск в материальных средствах, характером местности и условиями боевой обстановки и в зависимости от перемещения тыла корпуса может составить для батальона 4-5 км и бригады 10-15 км (в наступлении и обороне), дивизии 25-35 км в наступлении и 35-50 км в обороне. В ходе наступления тыловые части и подразделения перемещаются вслед за наступающими войсками и развертываются для их обеспечения по мере необходимости, а в обороне они располагаются за боевыми порядками обеспечиваемых частей.
В тыловом районе дивизии пути подвоза и эвакуации назначаются штабом дивизии и оборудуются по распоряжению начальника инженерной службы дивизии силами и средствами инженерного батальона. В дивизии оборудуются и содержатся, как правило, два-три главных пути подвоза и эвакуации, движение на которых регулирует военная полиция.
Материальное обеспечение войск составляет основу тылового обеспечения и является предметом постоянной деятельности не только органов тыла, но и командиров всех степеней. От полноты удовлетворения потребностей войск в предметах снабжения зависит их боеготовность и боеспособность.
Непосредственное руководство деятельностью органов тыла и распределением материальных средств осуществляет командование тыла дивизии.
Для упрощения учета, затребования и распределения материальных средств в вооруженных силах США принята единая классификация предметов снабжения, согласно которой они делятся на десять классов: I – продовольствие; II – вещевое имущество, личное снаряжение и другие предметы снабжения, предусмотренные штатами и табелями имущества; III – горюче-смазочные материалы; IV – строительные материалы для возведения фортификационных сооружений и заграждений; V – все виды боеприпасов, включая химические, ядерные и специального назначения, взрывчатые вещества, мины, ракеты и ракетное топливо; VI – предметы личного обихода (невоенные товары розничной торговли для военнослужащих); VII – оружие и боевая техника; VIII – медикаменты, медицинское имущество и оборудование; IX – запасные части, агрегаты, узлы и ремонтные комплекты; X – материалы для обеспечения невоенных программ экономического развития и оборудования невоенного назначения, не включенные в перечень девяти классов.
Как сообщает зарубежная пресса, в дивизии запасы материальных средств для ведения боя создаются исходя из среднесуточной потребности предметов снабжения на одного военнослужащего и могут составлять 100 кг и более. Из них на долю боеприпасов может приходиться до 60 проц., ГСМ – до 30 проц., других предметов снабжения – 10 проц. При этом расход материальных средств за сутки ведения боевых действий средней интенсивности может составить 2200 т. В боевых подразделениях (батальонах) имеются запасы материальных средств на 2 сут, а в подразделениях командования тыла дивизии – на 3 сут.
Потребность в боеприпасах и ГСМ определяется на основании Действующих инструкций, справочных документов или практического опыта. Основная масса боеприпасов доставляется потребителям со складов армейского корпуса на пункты перевалки боеприпасов, развертываемые в тыловых районах бригад и дивизий, а также на пункты снабжения боеприпасами, которые размещаются в тыловом районе корпуса вблизи тыловых границ дивизий. В отдельных случаях боеприпасы могут поступать в дивизии или бригады из портов либо с мест выгрузки, минуя корпусные склады. В батальоны боеприпасы доставляются транспортными средствами бригад (иногда с привлечением транспортных средств батальонов), а непосредственно в боевые порядки – транспортными средствами батальонов.
Доставка ГСМ с корпусных складов на [22] дивизионные пункты снабжения производится транспортными средствами корпуса, а с дивизионных пунктов снабжения в батальоны – дивизионным транспортом. Заправка боевых машин осуществляется батальонными топливозаправщиками непосредственно в боевых порядках или вблизи района расположения тыловых подразделений, приданных батальону.
Пополнение запасов остальных материальных средств производится следующим образом: на дивизионные пункты снабжения они поступают со складов на ТВД и частично с корпусных складов, с дивизионных пунктов снабжения – на бригадные или непосредственно в батальоны. Подвоз осуществляется силами и средствами старшего начальника. Для доставки материальных средств с дивизионных пунктов снабжения непосредственно в боевые порядки подразделений могут применяться вертолеты и самолеты, особенно для соединений, частей и подразделений, действующих в отрыве от главных сил.
Техническое обеспечение соединений включает обслуживание, ремонт и эвакуацию материальной части, а также снабжение войск запасными частями и ремонтными средствами. В основу организации технического обслуживания техники положена система планово-предупредительных работ, которая предусматривает обязательное проведение определенного вида обслуживания после отработки установленного срока или пробега в километрах.
Командование сухопутных войск осуществляет широкий комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее повышение эффективности системы технического обслуживания. В частности, ликвидирована разобщенность ремонта по техническим службам и созданы ремонтные подразделения, специализирующиеся по типам ремонтируемых машин. При организации ремонта техники каждое ремонтное звено выполняет тот вид работ, который регламентирован соответствующими руководствами. Ремонт поврежденных в ходе боя машин производится в местах выхода их из строя, на пунктах сбора поврежденных машин или в районах, указанных соответствующим начальником. В настоящее время разрабатывается и внедряется в войска универсальная контрольная аппаратура, позволяющая не только найти повреждение, но и указать способ его устранения, а также определить потребные для ремонта запасные части.
Основным принципом в организации эвакуации поврежденной техники является ответственность вышестоящего звена за своевременную эвакуацию техники из нижестоящего звена своими силами и средствами, хотя и не исключается использование специального транспорта. Для своевременного обнаружения поврежденных на поле боя машин предполагается привлекать вертолеты.
Медицинское обеспечение. По взглядам американского командования, среди тыловых служб одно из важнейших мест занимает медицинская служба, в задачи которой входит проведение мероприятий по поддержанию высокой боеспособности личного состава, а в случае заболеваний или ранений – обеспечение быстрейшего возвращения военнослужащих в строй.
Как отмечается в иностранной печати, по мере совершенствования средств вооруженной борьбы, а также повышения их поражающего действия сложность и значение задач, выполняемых медицинской службой, непрерывно возрастают. Исходя из этого, в последние годы в армии США ведется поиск оптимальной организации медицинской службы, охватывающей все ее подразделения. Сущность такой организации заключается в том, чтобы оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение раненых и больных осуществлялись поэшелонно. Так, в тыловом районе дивизии медицинское обеспечение предполагается организовывать в два эшелона. В первом оказывается первая медицинская помощь в звене «батальон-рота», а во втором – квалифицированная медицинская помощь в звене «дивизия-бригада». При этом срок эвакуации раненых из дивизии не должен превышать 3 сут. В ходе боевых действий в мотопехотных (танковых) батальонах развертываются пункты сбора раненых, личный состав которых осуществляет поиск, вынос и сбор раненых, оказывает им неотложную медицинскую помощь и ведет подготовку к эвакуации на медицинские пункты, развернутые в тыловых районах бригад (дивизий). Здесь раненые и больные получают квалифицированную медицинскую помощь и готовятся к эвакуации в медицинские части и учреждения армейского корпуса.
Управление силами и средствами командования тыла дивизии регламентируется соответствующими уставами, наставлениями и другими документами. В них подчеркивается, что общее руководство возложено на ее командира, который руководит деятельностью [23] тыловых органов через начальников штабов и тыла дивизии.
После объявления командиром дивизии своего решения начальник тыла совместно со штабом дивизии разрабатывает план тылового обеспечения боя, который согласовывается с планом боевых действий и со всеми заинтересованными начальниками родов войск и служб. Одновременно разрабатывается приказ по тылу. Оба документа доводятся до командиров бригад и начальников служб дивизии в части, их касающейся. Командование тыла, руководствуясь планом тылового обеспечения дивизии, организует перемещение тыловых частей и подразделений, подвоз материальных средств, эвакуацию техники и ее ремонт, сбор и оказание медицинской помощи раненым, их эвакуацию. Управление осуществляется с тылового пункта управления (ТПУ), развертываемого штабом командования тыла дивизии на удалении 20–35 км от переднего края. Связь командования тыла дивизии с тыловыми частями, командными пунктами бригад и батальонов организует рота связи, выделяемая батальоном связи дивизии.
Рота развертывает на ТПУ подвижный узел связи и пункт сбора донесений, а также обеспечивает внутреннюю связь на ТПУ и вхождение этого органа управления в общую систему связи дивизии. Кроме того, для управления силами и средствами тыла используются радиостанции, имеющиеся в тыловых частях и подразделениях дивизии. Они предназначаются для поддержания связи внутри подразделений и работы в общей системе связи дивизии.
В целом, по оценке американских специалистов, в «тяжелых» дивизиях США создана такая система тылового обеспечения, которая способна обеспечить своевременное и полное снабжение соединений и частей всем необходимым в условиях современной войны.
{1} Подробнее об организации командования тыла «тяжелой» дивизии США см.: Зарубежное военное обозрение. – 1987. – № 12. – С. 19–21. – Ред.