Новый японский противолодочный вертолет

Капитан 1 ранга Р. Федорович

В Японии завершается разработка нового противолодочного вертолета по программе SH-X, которая осуществляется с 1983 года научно-исследовательским техническим центром (НИТЦ) управления национальной обороны. В качестве прототипа был взят американский вертолет SH-60B «Си Хок» системы ЛЭМПС Мк3. Новая машина предназначается для замены противолодочного вертолета HSS-2В, который производится по лицензии США. Для создания опытных образцов ВМС Японии в 1983 и 1984 финансовых годах заказали у фирмы «Сикорский» два вертолета и основную часть бортового оборудования. В 1985 и 1986 годах они были переданы японским ВМС и поступили в состав 51-й отдельной патрульной (испытательной) авиаэскадрильи. Затем опытные вертолеты с заказанным для них специальным бортовым оборудованием национального производства (получили наименование XSH-60J) штаб ВМС передал через НИТЦ японской фирме «Мицубиси дзюкогё» для окончательной отладки всех систем и проведения всесторонних испытаний. Данная фирма к лету 1989 года совместно с НИТЦ должна полностью завершить работы по созданию нового противолодочного вертолета SH-60J (см. цветную вклейку), а затем, после принятия его на вооружение, начать серийное производство на своем заводе «Комаки-южный» в г. Комаки (префектура Аити).

Пятилетней программой строительства вооруженных сил Японии предусмотрено до 1990 года выделить ассигнования на постройку 36 палубных вертолетов SH-60J (из них 12 уже включены в план 1988 финансового года). Эти вертолеты начнут серийно поступать с 1990 года в состав 21-го и 22-го авиакрыльев для базирования на кораблях типов «Хатакадзэ», «Хацуюки», «Асагири» и других. С завершением перевода командования эскортных сил флота на новую организационно-штатную структуру «Флотилия 8-8» {1} количество палубных вертолетов намечено довести до 48 единиц: по 12 машин (восемь штатных и четыре запасных) в каждой из четырех эскадрилий (121 - 124-я), приписанных соответственно к кораблям 1-й - 4-й флотилий эсминцев. Кроме того, для шести эскадрилий вертолетов берегового базирования штаб ВМС Японии планирует иметь 54 машины (по девять в каждой). Поэтому в 90-х годах предполагается поставить всего около 110 вертолетов SH-60J. Стоимость серийной машины оценивается в 4,8 млрд. иен (около 35 млн. долларов).

Корабельный вариант противолодочного вертолета SH-60J предназначен для борьбы с подводными лодками, ведения разведки и выдачи целеуказания, а также для выполнения поисково-спасательных и эвакуационных работ, решения некоторых вспомогательных задач. Его тактико-технические характеристики приведены ниже.

Экипаж, человек 3
Количество × тип ГТД (мощность каждого, л. с.) 2×Т700-GE-401 (1700)
Масса, кг:
    пустого вертолета 6200
    взлетная (в зависимости от решаемых задач)7900 - 9900
Скорость полета, км/ч:
    максимальная 300
    крейсерская 250
Скороподъемность у земли, м/с 3,9 - 6,0
Максимальная дальность полета, км 600
Боевой радиус действия, км 160
Максимальная продолжительность полета, ч 4
Практический потолок, м 5700
Количество подвесных топливных баков 1 - 2
Максимальный запас топлива, л 2240
Длина, м:
    общая при несложенных лопастях несущего винта19,8
    при сложенных 12,5
    фюзеляжа (с несложенной хвостовой балкой) 15,3
Ширина, м:
    общая при сложенных лопастях несущего винта 3,3
    фюзеляжа 2,4
Диаметр четырехлопастного несущего винта, м 16,4
Высота, м:
    общая с несложенной хвостовой балкой 5,2
    со сложенной 4,0
Время, мин:
    предполетной подготовки45 - 52
    подготовки к повторному вылету 15 - 17

Вертолет SH-60J может взлетать и садиться на палубу корабля при волнении моря до 5 баллов. Основное вооружение включает две торпеды Мк46 мод. 5 (максимальная дальность хода 11 км). Он оснащен 25 радиогидроакустическими буями AN/SSQ-50 активной системы «Касс» и AN/SSQ-53 пассивной системы «Дифар», магнитным обнаружителем AN/ASQ-81D(V), РЛС обнаружения надводных и воздушных целей HPS-104 и опускаемой ГАС HQS-103.

Радиосвязное оборудование включает радиостанции AN/ARS-159, обеспечивающие открытую и закрытую связь на 7000 фиксированных частотах (225 - 400 МГц) УКВ диапазона. В [58] вертолете установлены также станция радиотехнической разведки HLR-108, радиоприемное устройство для работы с РГБ AN/ARR-75, а также аппаратура управления буями и целераспределения HSA-118. Работу всех бортовых систем обеспечивает ЭВМ AN/AYK-14 (объем памяти 65 тыс. машинных слов, может быть увеличен до 96 тыс., ее масса 20,4 кг, габариты 194×260×486 мм).

{1} Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. – 1985. – № 3. – С. 49–51. – Ред.

http://zw-observer.narod.ru

Содержание

Hosted by uCoz