Новый японский противолодочный вертолет
Капитан 1 ранга Р. Федорович
В Японии завершается разработка нового противолодочного вертолета по программе SH-X, которая осуществляется с 1983 года научно-исследовательским техническим центром (НИТЦ) управления национальной обороны. В качестве прототипа был взят американский вертолет SH-60B «Си Хок» системы ЛЭМПС Мк3. Новая машина предназначается для замены противолодочного вертолета HSS-2В, который производится по лицензии США. Для создания опытных образцов ВМС Японии в 1983 и 1984 финансовых годах заказали у фирмы «Сикорский» два вертолета и основную часть бортового оборудования. В 1985 и 1986 годах они были переданы японским ВМС и поступили в состав 51-й отдельной патрульной (испытательной) авиаэскадрильи. Затем опытные вертолеты с заказанным для них специальным бортовым оборудованием национального производства (получили наименование XSH-60J) штаб ВМС передал через НИТЦ японской фирме «Мицубиси дзюкогё» для окончательной отладки всех систем и проведения всесторонних испытаний. Данная фирма к лету 1989 года совместно с НИТЦ должна полностью завершить работы по созданию нового противолодочного вертолета SH-60J (см. цветную вклейку), а затем, после принятия его на вооружение, начать серийное производство на своем заводе «Комаки-южный» в г. Комаки (префектура Аити).
Пятилетней программой строительства вооруженных сил Японии предусмотрено до 1990 года выделить ассигнования на постройку 36 палубных вертолетов SH-60J (из них 12 уже включены в план 1988 финансового года). Эти вертолеты начнут серийно поступать с 1990 года в состав 21-го и 22-го авиакрыльев для базирования на кораблях типов «Хатакадзэ», «Хацуюки», «Асагири» и других. С завершением перевода командования эскортных сил флота на новую организационно-штатную структуру «Флотилия 8-8» {1} количество палубных вертолетов намечено довести до 48 единиц: по 12 машин (восемь штатных и четыре запасных) в каждой из четырех эскадрилий (121 - 124-я), приписанных соответственно к кораблям 1-й - 4-й флотилий эсминцев. Кроме того, для шести эскадрилий вертолетов берегового базирования штаб ВМС Японии планирует иметь 54 машины (по девять в каждой). Поэтому в 90-х годах предполагается поставить всего около 110 вертолетов SH-60J. Стоимость серийной машины оценивается в 4,8 млрд. иен (около 35 млн. долларов).
Корабельный вариант противолодочного вертолета SH-60J предназначен для борьбы с подводными лодками, ведения разведки и выдачи целеуказания, а также для выполнения поисково-спасательных и эвакуационных работ, решения некоторых вспомогательных задач. Его тактико-технические характеристики приведены ниже.
Экипаж, человек | 3 |
---|---|
Количество × тип ГТД (мощность каждого, л. с.) | 2×Т700-GE-401 (1700) |
Масса, кг: | |
пустого вертолета | 6200 |
взлетная (в зависимости от решаемых задач) | 7900 - 9900 |
Скорость полета, км/ч: | |
максимальная | 300 |
крейсерская | 250 |
Скороподъемность у земли, м/с | 3,9 - 6,0 |
Максимальная дальность полета, км | 600 |
Боевой радиус действия, км | 160 |
Максимальная продолжительность полета, ч | 4 |
Практический потолок, м | 5700 |
Количество подвесных топливных баков | 1 - 2 |
Максимальный запас топлива, л | 2240 |
Длина, м: | |
общая при несложенных лопастях несущего винта | 19,8 |
при сложенных | 12,5 |
фюзеляжа (с несложенной хвостовой балкой) | 15,3 |
Ширина, м: | |
общая при сложенных лопастях несущего винта | 3,3 |
фюзеляжа | 2,4 |
Диаметр четырехлопастного несущего винта, м | 16,4 |
Высота, м: | |
общая с несложенной хвостовой балкой | 5,2 |
со сложенной | 4,0 |
Время, мин: | |
предполетной подготовки | 45 - 52 |
подготовки к повторному вылету | 15 - 17 |
Вертолет SH-60J может взлетать и садиться на палубу корабля при волнении моря до 5 баллов. Основное вооружение включает две торпеды Мк46 мод. 5 (максимальная дальность хода 11 км). Он оснащен 25 радиогидроакустическими буями AN/SSQ-50 активной системы «Касс» и AN/SSQ-53 пассивной системы «Дифар», магнитным обнаружителем AN/ASQ-81D(V), РЛС обнаружения надводных и воздушных целей HPS-104 и опускаемой ГАС HQS-103.
Радиосвязное оборудование включает радиостанции AN/ARS-159, обеспечивающие открытую и закрытую связь на 7000 фиксированных частотах (225 - 400 МГц) УКВ диапазона. В [58] вертолете установлены также станция радиотехнической разведки HLR-108, радиоприемное устройство для работы с РГБ AN/ARR-75, а также аппаратура управления буями и целераспределения HSA-118. Работу всех бортовых систем обеспечивает ЭВМ AN/AYK-14 (объем памяти 65 тыс. машинных слов, может быть увеличен до 96 тыс., ее масса 20,4 кг, габариты 194×260×486 мм).
{1} Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. – 1985. – № 3. – С. 49–51. – Ред.