Безъядерные зоны - важный фактор европейской безопасности
Полковник В. Алексеев, кандидат военных наук
Безъядерная зона, согласно принятому в международно-правовой практике определению, – это территория, свободная от испытаний, производства, размещения, хранения и транзита ядерного оружия, а также в пределах и против которой исключается применение ядерного оружия. Отсюда следует, что неядерные государства – участники зоны обязуются не производить, не приобретать и не допускать размещения ядерного оружия на своих территориях, а ядерные государства берут на себя обязательства не нарушать безъядерный статус стран, входящих в состав зоны, отказываются от применения и угрозы применения против них ядерного оружия. Чтобы безъядерные зоны на деле были таковыми, соглашения о них должны предусматривать эффективный, полный и надежный контроль за соблюдением принятых обязательств.
В пользу образования безъядерных зон постоянно высказываются большинство государств – членов ООН, которые на ежегодных сессиях Генеральной Ассамблеи регулярно принимают соответствующие резолюции. Ныне движение за такие зоны имеет солидную международно-правовую основу, оно охватывает все регионы мира. Так, принадлежность 23 стран Латинской Америки к безъядерной зоне оформлена в 1967 году Договором о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко). Е практическим результатам привело движение за создание безъядерной зоны в южной части Тихого океана. В августе 1985 гола сессия Южно-тихоокеанского форума приняла решение об образовании такой зоны (Договор Раротонга).
Остаются далекими от реализации (главным образом из-за оппозиции США и их союзников) проекты создания зон, свободных от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии, на Корейском п-ове, в Южной Атлантике. На Ближнем Востоке основным препятствием для претворения в жизнь идеи безъядерной зоны является позиция Израиля. В Африке планы создания такой зоны не достигли стадии практической реализации главным образом из-за политики ЮАР, ее стремления к обладанию ядерным оружием, из-за сотрудничества ряда западных держав с этим государством в ядерной области.
Идея безъядерных территорий на Европейском континенте имеет свою историю. Еще в 1956 году Советский Союз предложил создать такую зону в Центральной Европе, в 1959-м – на Балканах, а в 1963-м – объявить весь район Средиземноморья зоной, свободной от ядерного оружия. Но всякий раз эти планы оставались нереализованными в силу негативной позиции стран НАТО, в первую очередь США, которые усматривают в них угрозу своей силовой политике. [10]
В Коммюнике совещания Политического консультативного комитета государств – участников Варшавского Договора, принятом в мае 1987 года в Берлине, подчеркнуто: «Государства – участники Варшавского Договора придают большое значение шагам по ослаблению военного противостояния и укреплению безопасности в отдельных регионах Европы, созданию зон, свободных от ядерного и химического оружия, на Балканах, в Центре и на Севере континента. Они подтверждают свою решимость добиваться реализации предложений на этот счет, выдвинутых ГДР и ЧССР, СРР и НРБ.
Что касается предложений ГДР и ЧССР о безъядерном коридоре вдоль линии соприкосновения Организации Варшавского Договора (ОВД) а НАТО шириной в 300 км (по 150 км в каждую сторону), то из него было бы выведено на взаимной основе все ядерное оружие – ядерные боеприпасы, включая мины, оперативно-тактические и тактические ракеты, атомная артиллерия, самолеты – носители ударной тактической авиации, а также зенитные ракетные комплексы, способные применять ядерное оружие».
Север Европы де-факто является безъядерной зоной. Все страны этого района – Норвегия, Дания, Исландия, Швеция и Финляндия – взяли на себя обязательство не создавать ядерное оружие по Договору о нераспространении. Норвегия, Дания и Исландия (члены НАТО) обязались, кроме того, не размещать на своих территориях ядерное оружие в мирное время. Зарубежные обозреватели считают это решение важным, но половинчатым. Дело в том, что партнеры по НАТО считают неприемлемой перспективу неразмещения ядерного оружия в этих странах в случае военных кризисов. Вот почему руководство блока старается втянуть входящие в Североатлантический союз государства в свою ядерную стратегию, что реально противоречит безъядерному статусу Норвегии, Дании и Исландии.
Не секрет, что Норвегия участвует в ядерном планировании НАТО и создании инфраструктуры блока, в том числе, согласно оценкам зарубежных специалистов, и для применения ядерного оружия. Не менее 20 норвежских аэродромов используется военно-воздушными силами натовских стран в мирное время. На случай «кризисной ситуации» заключено соглашение о беспрепятственном приземлении самолетов США, которые могут нести ядерное оружие. Американские подводные лодки с ядерным оружием на борту свободно заходят в норвежские военно-морские базы. Под нажимом Вашингтона правительство Норвегии подписало в 1980 году соглашение о складировании американского тяжелого вооружения и различного военного снаряжения на своей территории.
В планах по блокированию Балтийской проливной зоны, связывающей континентальную Европу со Скандинавией, натовские стратеги ключевую роль отводят Дании. В случае военного кризиса сюда предполагается перебросить до 40 тыс. военнослужащих и не менее 200 боевых самолетов из США и Великобритании.
На территории Исландии в Кефлавике имеется крупнейшая в Европе база, где размещены более 3 тыс. американских военнослужащих и самолеты F-15. По оценке западных экспертов, там могут находиться и склады ядерного оружия. Во всяком случае во время транзита войск и военных грузов американскими ВВС и ВМС оно наверняка там бывает. Как известно, официальная позиция США на сей счет сводится к тому, чтобы не подтверждать и не отрицать наличия ядерного оружия на своих военных объектах. Это значит, что ни Исландия, ни Дания, ни Норвегия не могут дать гарантий, что их территории не используются и в мирное время для транзита ядерных средств.
Стратегическое значение Севера Европы западные специалисты оценивают высоко: в этом районе планируется одержать «решающую победу» в противолодочной борьбе, «закупорить» Советский ВМФ в морях, омывающих Скандинавию. Недаром некоторые руководители блока считают, что если война в Европе не будет выиграна на северном фланге, то она будет проиграна вообще. Такие установки положены в основу дальнейшей интеграции стран в ядерную инфраструктуру НАТО. Милитаризация этой части мира приобретает угрожающий характер. Не могут не тревожить сообщения о том, что Североатлантический блок, пытаясь действовать в обход Договора по РСД – РИД, именно на северном направлении изыскивает способы «компенсации» утраты «Першингов» и крылатых ракет наземного базирования путем развертывания в Северной Атлантике крылатых ракет морского и воздушного базирования, [11] что означает дополнительную угрозу для всех стран региона. Возрастает военная активность США и НАТО в районах, непосредственно примыкающих к советскому Заполярью.
В такой обстановке безъядерный статус стран этого региона может быть утрачен еще в мирное время. Вот почему народы Северной Европы все настойчивее добиваются международного правового оформления своего пока еще не гарантированного безъядерного статуса. Советский Союз, полностью разделяя эти тревоги, неоднократно заявлял, что готов взять на себя обязательство не применять ядерное оружие и не угрожать его применением государствам Северной Европы, которые станут участниками безъядерной зоны, то есть откажутся от его производства, приобретения и размещения на своих территориях. Такая гарантия могла бы быть оформлена путем заключения соглашения между СССР и каждой из стран – участниц зоны или на многосторонней основе. «Мы могли бы,– подчеркнул товарищ Горбачев М. С. в своей речи в Мурманске в октябре 1987 года,– пойти достаточно далеко, в частности, вывести из состава советского Балтийского флота подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами».
Как известно, ранее Советский Союз в одностороннем порядке в качестве шага доброй воли демонтировал пусковые установки ракет средней дальности (РСД) на Кольском п-ове и большую часть пусковых установок таких ракет на остальной территории Ленинградского и Прибалтийского военных округов. Из этих округов передислоцировано немало оперативно-тактических ракет. В районах, близких к границам Скандинавских стран, ограничено проведение военных учений. Более того, Советский Союз предлагает начать консультации между Организацией Варшавского Договора и НАТО о сокращении военной активности и ограничении масштабов деятельности ВМС и ВВС в акваториях Балтийского, Северного, Норвежского и Гренландского морей, а также о распространении на них мер доверия. За безотлагательное создание здесь безъядерной зоны выступают социал-демократические и коммунистические партии, многие профсоюзные, общественные и политические деятели стран Северной Европы. Их лозунг таков: «Безъядерная зона – сегодня, завтра – будет поздно».
Однако позиция США по отношению к безъядерным зонам, в том числе на Севере Европы, носит резко негативный характер. Западная пропаганда без устали твердит, что это – «опасная иллюзия», «фальшивая безопасность», что только НАТО в состоянии обеспечить безопасность данного региона от «угрозы с Востока».
Идея создания безъядерных зон пользуется широкой поддержкой на Балканах и во многих странах Средиземноморья. О назревшей практической необходимости претворения ее в жизнь неоднократно заявляли на встречах представители правительств Греции, Болгарии, Югославии, Румынии. Безъядерная зона могла бы нейтрализовать в районе, где соприкасаются вооруженные силы НАТО и ОВД, угрозу возникновения очага военной и политической напряженности между Востоком и Западом из-за продолжающихся ядерных приготовлений США на южном фланге блока. Заметим, что Пентагон уже имеет там целую сеть своих авиационные и военно-морских баз я других военных объектов в Италии, Турции, Греции, Испании, обслуживающих оснащенные ядерным оружием подводные лодки и авианосцы, самолеты тактической и стратегической авиации.
Создание безъядерной зоны на Балканах могло бы способствовать росту взаимного доверия государств этого региона, претворению в жизнь идеи превращения Средиземного моря в зону мира и сотрудничества. Советский Союз неоднократно заявлял, что он выступает за вывод из Средиземного моря кораблей – носителей ядерного оружия, за отказ от размещения последнего на территориях средиземноморских неядерных стран, за принятие ядерными державами обязательства не применять ядерное оружие против любой средиземноморской страны. Во время визита в Югославию в марте 1988 года товарищ Горбачев М. С. сказал: «С нашей стороны не раз заявлялось, и мне хотелось бы подтвердить: Советский Союз всецело за развитие сотрудничества на Балканах. Мы поддерживаем последние инициативы Болгарии, Румынии, Югославии и Греции, направленные на понижение здесь военной активности; выступаем за вывод с полуострова всех иностранных войск и военных баз; дадим все необходимые гарантии, если будет решено создать на Балканах зону, свободную от ядерного и химического оружия».
И тем не менее милитаристские круги США предпринимают активные действия [12] в целях замораживания процесса продвижения вперед проекта создания безъядерной зоны на Балканах, полагая, что курс на обострение международных отношений в Европе окажет «дисциплинирующее» воздействие на союзников по НАТО. Но этот куре демонстрирует эффект бумеранга – чем больше ядерного оружия размещается на Европейском континенте, тем сильнее стремление избежать участи «ядерных заложников», которую уготовил Вашингтон своим натовским партнерам.
Центральная Европа, где соприкасаются крупные группировки вооруженных сил НАТО и ОВД, занимает, как известно, особое место в деле укрепления мира и стабильности на континенте. Именно здесь, в наиболее густонаселенном районе Европы, находится самый большой по разрушительной силе арсенал вооружений, в том числе ядерных. Его наличие вызывает опасения не только у сторонников разоружения, но и у дальновидных политиков и некоторых военных деятелей на Западе. Реальная угроза того, что ядерное оружие тактического назначения (ударные самолеты, ракеты, атомная артиллерия) может быть пущено в ход на ранней стадии вооруженного конфликта, существует, и любой переход «ядерного порога» чреват перспективой эскалации применения этих средств. Заметим, что даже после ликвидации американских РСД и РМД ядерный арсенал США в Европе будет включать не менее 4000 ядерных зарядов для авиабомб, боеголовок и снарядов крупнокалиберной артиллерии. Добавим к этому около 400 ядерных боеприпасов Великобритании и Франции.
И хотя кое-кто на Западе пытается утверждать, что сам механизм приведения в действие ядерного оружия «поля боя» якобы усиливает политику «устрашения», а следовательно, укрепляет безопасность, на самом деле тактические ядерные вооружения давно уже превратились в одно из главных средств вооруженной борьбы, материальную основу для аргументации возможности и целесообразности ведения «ограниченной» ядерной войны. Таким образом, высокая вероятность столкновения Запада и Востока в Центральной Европе объективно предопределяет необходимость создания здесь своеобразного безъядерного коридора.
В связи с этим принципиально важное значение имеет внешнеполитическая инициатива Польской Народной Республики, выдвинутая в мае 1987 года, которая является составной частью начатого в Хельсинки общеевропейского процесса. Особенность концептуального подхода ПНР и практических шагов ее дипломатии состоит в том, что в поиске решения сложных проблем она делает акцент на достижении частичных договоренностей на региональной основе, которые способны и должны стать катализатором всеобщего процесса. Широко известны ее предложения об освобождении центральной части Европы от ядерного оружия, изложенные в «плане Рапацкoго» (1957), а также по замораживанию ядерных вооружений на территориях ПНР, ЧССР, ГДР и ФРГ, изложенные в «плане Гомулки» (1963). Они не были реализованы исключительно по вине западных держав.
Новая польская инициатива, получившая название «план Ярузельского», представляет собой комплексный план сокращения вооружений и вооруженных сил и укрепления доверия в Центральной Европе, первый шаг на пути создания безъядерных зон на континенте.
Почему данный план связан с ограничением и ядерных, и обычных вооружений? В военных потенциалах, накопленных в этой зоне, в количественном отношении преобладают ядерное оружие и оперативно-тактические ракеты в обычном снаряжении (радиус действия около 500 км). Одновременно снижение как ядерных, так и обычных потенциалов объясняется тем, что в значительной мере одни и те же средства могут быть использованы двояко, то есть для нанесения удара обычными и ядерными зарядами. ПНР предложила такие шаги при условии, что они создадут гарантии равной безопасности сторон в Центральной Европе. Эта идея должна развеять опасения некоторых западных государств по поводу сохранения несбалансированных обычных потенциалов после возможной ликвидации ядерного оружия. Важно, что одновременно с устранением ядерных средств будет ликвидировано и наиболее мощное обычное оружие. Такое решение соответственно снижает способность сторон к наступательным действиям, укрепляя тем самым взаимное чувство доверия и безопасности государств.
Эта идея, как отметил М. С. Горбачев в статье «Реальность и гарантии безопасного мира», – первоначальный проект возможного нового устройства жизни в нашем общем планетарном доме. Иначе говоря, это пропуск в будущее, где безопасность всех является залогом безопасности каждого. [13]