Восстановление взлетно-посадочных полос на аэродромах ВВС Великобритании
Полковник В. Черёмушкин
Одновременно с наращиванием боевой мощи военно-воздушных сил военно-политическое руководство Североатлантического союза и входящих в него государств проводит мероприятия по повышению живучести авиационной техники, пунктов управления, защите летного и инженерно - технического состава на аэродромах. В частности, по программе развития военной инфраструктуры НАТО к 1990 году должно завершиться создание свыше 600 железобетонных укрытий для самолетов. С 1986 года на авиабазах за пределами континентальной части США ведется строительство американскими ВВС стационарных убежищ (всего 1700) для защиты личного состава как от обычного оружия, так и от оружия массового поражения. Кроме того, разрабатываются комплекты мобильного (на автомашинах) аэродромного оборудования, которое предназначено для замены стационарного в случае выхода его из строя при воздействии противника.
Зарубежные военные специалисты считают, что в этих условиях наиболее уязвимой при нанесении по аэродрому удара обычными средствами остается взлетно-посадочная полоса (ВПП): на ней, например, в результате бомбовых ударов могут образовываться воронки диаметром до 20 м и глубиной около 4 м. Поэтому в последние годы вопросам восстановления ВПП на авиационных базах и аэродромах ВВС основных стран НАТО уделяется все более серьезное внимание. В США, например, с начала текущего десятилетия осуществляется комплексная программа RRR (Rapid Runway Repair) по отработке наиболее оптимальных способов ремонта поврежденных ВПП. Подобные программы существуют и в других странах НАТО.
В ВВС Великобритании приняты два основных метода восстановления ВПП. Первый заключается в том, что удаляется вспученное по краям воронки покрытие, его остатки и разрыхленный грунт из самой воронки. Углубление засыпается крупным щебнем (битым камнем) размером 25 - 30 мм, а сверху для выравнивания насыпается более мелкий (до 10 мм). Затем укладывается металлический настил [74] ADR (Airfield Damage Repair, см. рисунок), который крепится к бетонному неповрежденному покрытию.
При восстановлении ВПП по второму способу вспученные края воронки срезаются, и ими, а также другими обломками бульдозер засыпает углубление. Добавляется также крупный щебень. Все уплотняется 5-т грузом, сбрасываемым подъемным краном (краном-экскаватором), а потом, как и в первом случае, укладывается настил ADR. Данный способ более быстрый и менее трудоемкий, но британские специалисты отдают предпочтение все-таки первому, так как при этом получается минимальная осадка грунта от нагрузки движущегося самолета.
С целью обеспечения быстрого проведения ремонтно-восстановительных работ на аэродромах создаются запасы щебня, предусматриваются соответствующие технические средства. Учитывая то, что грузовым автомашинам, занятым в перевозке щебня, придется совершать рейсы в целом по ровному полю, рекомендуется иметь материалы для наращивания бортов кузовов. Это позволяет повысить грузоподъемность примерно на 25 проц.
Ремонт небольших выбоин выполняют специальные расчеты из двух человек. Каждый расчет имеет небольшую переносную бетономешалку. Четырем расчетам придается один 4-т автомобиль. Непосредственно у заделываемой выбоины расчет загружает бетономешалку специальной смолой и порошкообразным наполнителем. Все перемешивается, и смесь укладывается на место. Ее полное отверждение {1} происходит через 30 мин, при этом согласно технологии в одно углубление не должно укладываться смеси (по объему) больше, чем двойная вместимость бетономешалки.
Задачи восстановления ВПП в Великобритании возложены, в частности, на 39-й инженерный полк (дислоцирован в Уотер-бич, графство Кембриджшир). В его состав входят полевой инженерный батальон, два батальона аэродромного строительства и батальон полевой поддержки. Кроме того, в случае войны в подчинение полка перейдут еще два строительных батальона (по одному от двух инженерных полков), что, по мнению британского командования, позволит более эффективно использовать силы и средства.
Этот полк в первую очередь отвечает за ремонт ВПП аэродромов базирования британских ВВС в ФРГ (авиабазы Гютерсло, Брюгген, Лаарбрух, Вильденрат). Для повышения готовности к выполнению задач в боевой обстановке и сокращения времени производства работ каждый батальон имеет на соответствующем аэродроме заранее складированные необходимые материальные средства. Командование ВВС считает, что полк должен обеспечить для своих самолетов в ФРГ нормальное функционирование по крайней мере одного аэродрома с надлежащим светотехническим оборудованием, подачей электроэнергии, воды и т. д.
Вопросы организации и восстановления ВПП отрабатываются инженерными подразделениями в ходе выполнения аналогичных работ в интересах гражданских ведомств и вооруженных сил как в стране, так и за рубежом. Кроме того, этому уделяется внимание на специальных учениях, которые ежегодно организуются на территории ФРГ обычно на соответствующем, тактическом фоне. Во время одного из учений на летном поле были сделаны воронки, разбросаны обломки покрытия ВПП, применялись имитационные средства - невзорвавшиеся снаряды и бомбы, противопехотные мины, химические заряды. До начала работ на двух вертолетах проводилась инженерная разведка для определения масштабов повреждений и выбора таких участков, ремонт которых обеспечивал бы восстановление ВПП минимально необходимой длины. Инженерные подразделения организовали и наземную разведку (в состав групп включались специально подготовленные саперы) с целью уточнения маршрутов движения наземного транспорта и разминирования местности. Одновременно 150 саперов заделывали три воронки, а 18 расчетов - мелкие выбоины. Весь личный состав действовал в противогазах и защитной одежде.
{1} Термин означает образование полимеров трехмерного строения из полимеров с низкой молекулярной массой или полимеров линейной либо развернутой структуры, в результате чего теряется их способность растворяться и плавиться при нагревании.