Подвижное тыловое обеспечение в ВМС стран НАТО

Капитан 2 ранга А. Бирюсов

Важнейшим фактором, определяющим успешное ведение ВМС боевых действий, считается надежное подвижное тыловое обеспечение. Оно способствует увеличению автономности плавания боевых кораблей, снижает их зависимость от береговых баз. В связи с этим в странах НАТО, в первую очередь в США, вопросам совершенствования системы подвижного тылового обеспечения ВМС придается большое значение.

Основными функциями системы подвижного тылового обеспечения являются: обеспечение передовых группировок ВМС США; пополнение запасов кораблей ВМС стран НАТО в море; перевозки материально-технических средств морем в интересах ВМС; проведение аварийно-спасательных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других работ.

В соответствии с конкретными задачами суда подвижного тылового обеспечения подразделяются на две группы: суда снабжения кораблей в море и суда боевого обеспечения и обслуживания. К первой группе относятся транспорты боеприпасов (в США - спецоружия и боеприпасов), быстроходные универсальные транспорты снабжения, транспорты снабжения и танкеры; ко второй - плавбазы подводных лодок и эскадренных миноносцев, транспорты снабжения плавбаз ПЛАРБ, плавмастерские, спасательные суда, плавдоки, буксиры. Основные тактико-технические характеристики различных типов судов приведены в таблице.

Тактико-технические характеристики некоторых типов судов снабжения ВМС стран НАТО

Тип судна - количество в строю (бортовые номера), национальная принадлежность Полное водоизмещение, тГлавные размерения, м: длина, ширина, осадкаНаибольшая скорость хода, уз Вооружение {1}, передаваемые материальные средства (грузы)
Транспорты боеприпасов (спецоружия и боеприпасов)
"Килауэа" - 8 (AE26-29, 32-35), 1968 - 1972, США 18000172
24,7
8,5
20 76-мм АУ - 2×2 (кроме AE26), 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" - 2×6 (на AE32-35), вертолеты UH-46 "Си Найт" - 2; боеприпасы, в том числе ядерные - 6500 т
"Сурибачи" - 5 (AE21-25), 1956 - 1959, США 16000156
22
8,8
2076-мм АУ - 2×2; боеприпасы, в том числе ядерные - 7500 т
"Вестервальд" - 2 (А1435, 1436), 1967, ФРГ3500105
14
3,7
1740-мм АУ - 2×2; боеприпасы - до 1000 т
Универсальные транспорты снабжения
"Сакраменто" - 4 (АОЕ1-4), 1964 - 1970, США53600242
32,6
12
2620-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" - 2×6, вертолеты UH-46 "Си Найт" - 2, топливо - 30850 м3, оружие, боеприпасы и другие виды имущества - 2600 т
"Форт Грейндж" - 2 (А385, 386), 1978 - 1979, Великобритания23400184
24,1
8,6
2220-мм АУ - 2×1, вертолеты "Си Кинг" - 4; топливо - 12800 м3, оружие, боеприпасы и другие виды имущества - 3500 т
"Дюранс" - 4 (А607, 608, 629, 630), 1980 - 1987, Франция17800137
21,2
10,8
1940-мм АУ - 1×1 и 2×1 (на А607), 20-мм - 1×2, вертолет "Линкс"; котельное и дизельное топливо - 500-1000 т, вода - 130-260 т, оружие, боеприпасы и другие виды имущества - 200-370 т
"Стромболи" - 2 (А5327, 5329), 1975 - 1978, Италия8700129
18
6,5
1876-мм АУ - 1×1, 40-мм АУ - 2×1, котельное и дизельное топливо - 4000 т, авиационное топливо - 400 т, различные виды имущества - 300 т
Транспорты снабжения
"Марс" - 7 (AFS1-7), 1963 - 1970, США16500177
24,1
7,3
2076-мм АУ - 2×2, 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" - 2×6, вертолеты UH-46 "Си Найт" - 2; продовольствие и различные виды имущества - около 4000 т
"Сириус" - 3 (AFS8-10), 1966 - 1967, США16800160
22
6,7
18Вертолеты UH-46 "Си Найт" - 2; продовольствие и различные виды имущества - около 4000 т
"Люнебург" - 8 (А1411-1418), 1966 - 1968, ФРГ3500104
13,2
4,2
1740-мм АУ - 2×2, оружие, боеприпасы и другие виды имущества
Танкеры
"Циммарон" - 5 (АО177-180, 186), 1981 - 1983, США26100180,5
26,8
10,7
2020-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" - 2×6; наливные грузы - 19000 м3
"Уичита" - 7 (AOR1-7), 1960 - 1976, США38100201
29,3
10,2
2020-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" - 2×6, 20-мм АУ - 4×1 (на AOR6), вертолеты UH-46 "Си Найт" - 2; наливные грузы - 25440 м3, продовольствие, запчасти и другие виды имущества - 900 т
"Генри Кайзер" - 4 (АО187-190), 1986 - 1987, США40000206,7
29,7
10,5
20Наливные грузы - 28600 м3
"Неошо" - 6 (АО143-148), 1954 - 1956, США40000199,6
26,2
10,7
20Наливные грузы - 28600 м3
"Миспиллион" - 5 (АО105-109), 1945 - 1946, США34750196,3
22,9
10,8
16Наливные грузы - 23850 м3
"Ровер" - 5 (А268 - 271, 273), 1969 - 1974, Великобритания11520140,6
19,2
7,3
1920-мм АУ - 2×1, вертолет "Си Кинг"; котельное, дизельное и авиационное топливо - до 6600 т

В ВМС США в соответствии с административной организацией все силы подвижного тылового обеспечения боевых надводных кораблей сведены в две группы судов обслуживания (по одной на Атлантическом и Тихоокеанском флотах), которые состоят из эскадр, включающих вспомогательные суда различного назначения, в том числе транспорты спецоружия и боеприпасов, быстроходные универсальные транспорты снабжения, транспорты снабжения, танкеры. В эскадры, кроме того, входят плавбазы эскадренных миноносцев, спасательные суда и буксиры. Они приписаны к регулярным ВМС или командованию морских перевозок (КМП). Тыловое обеспечение ПЛ, в том числе и ракетных, осуществляется с помощью плавбаз, входящих в состав групп и эскадр подводных лодок.

В регулярных ВМС насчитывается свыше 80 вспомогательных судов, из них к судам снабжения кораблей в море относятся: 12 транспортов спецоружия и боеприпасов (обозначение, принятое в ВМС США, - АЕ), 4 быстроходных универсальных транспорта снабжения (АОЕ), 7 транспортов снабжения (AFS) и 14 танкеров (АО, AOR). Кроме того, из состава командования морских перевозок для этих целей используется более 20 судов, в том числе до 15 танкеров.

Согласно оперативной организации для обеспечения боевых группировок флотов в море суда снабжения сводятся в соединения подвижного тылового обеспечения, [46] которые подразделяются на группы. Соединения подвижного тылового обеспечения (всего семь) по одному приданы 2-, 3-, 6- и 7-му флотам, два подчинены непосредственно командующему Атлантическим флотом и одно - Тихоокеанским. В зависимости от характера выполняемых задач в соединение входят от двух до десяти групп, в каждой может быть пять - десять судов.

Силы подвижного тылового обеспечения ВМС Великобритании формируются из судов вспомогательного флота и вспомогательной службы флота, входящих в состав военно-морского командования на территории Великобритании. Вспомогательные суда в соединения не сводятся. Всего насчитывается около 50 различных вспомогательных судов, в том числе 3 транспорта боеприпасов, 4 универсальных транспорта снабжения, 14 танкеров, 13 океанских буксиров, 11 спасательных судов.

При необходимости в оперативное подчинение ВМС может быть передана часть судов торгового флота. Так, к операции по захвату Фолклендских (Мальвинских) о-вов в период англо-аргентинского конфликта 1982 года привлекалось до 45 судов гражданских ведомств, которые предварительно прошли дооборудование с учетом предстоящих задач.

В ВМС ФРГ вопросы подвижного тылового обеспечения решает флотилия снабжения, которая организационно входит в командование флота. Флотилия состоит из двух эскадр. Всего насчитывается 24 судна, из них восемь универсальных транспортов снабжения, два транспорта боеприпасов, девять танкеров и пять буксиров. Десять плавбаз типа «Рейн» организационно входят во флотилии подводных лодок, ракетных катеров и минно-тральных сил. Во второй половине 90-х годов предусматривается замена универсальных транспортов снабжения новыми (проект KVS-90), имеющими водоизмещение около 12000 т и способными выполнять задачи подвижного тылового обеспечения ударных и поисково-ударных групп современных боевых кораблей в полном объеме. Предполагается построить четыре таких транспорта.

В ВМС Франции материально-техническое обеспечение кораблей в море организуется посредством судов подвижного тылового обеспечения, входящих в состав командований ВМС в зонах. На период совместных действий они передаются в подчинение командиров оперативных корабельных соединении, отрядов и групп. Всего в ВМС насчитывается четыре универсальных транспорта снабжения, шесть танкеров, пять плавбаз и плавмастерская.

В ВМС других стран НАТО также существуют силы подвижного тылового обеспечения, но они не представляют целостной системы, а ограничены лишь ее отдельными элементами.

С учетом характера будущей войны на море силы флота, как считают зарубежные специалисты, должны быть готовы к длительным действиям. Это будет зависеть [47] прежде всего, от надежного функционирования тыла ВМС, в первую очередь сил подвижного тылового обеспечения.

Исходя из этих взглядов, специалисты в странах НАТО выработали следующие общие требования к судам обслуживания, которые должны действовать в походных ордерах соединений боевых кораблей. Прежде всего они должны обладать необходимой автономностью, скоростью хода и маневренностью, иметь на борту средства самообороны от воздушного противника, быть способны передавать грузы на скорости до 20 уз на несколько боевых кораблей одновременно всеми известными способами (траверзным, кильватерным, вертикальным), в том числе в сложных гидрометеорологических условиях, иметь на борту основные виды МТО, обладать способностью комплексного снабжения кораблей соединения в течение одного выхода в море вне зависимости от предназначения судна, располагать возможностями по ремонту боевых кораблей и авиационной техники.

Ниже рассматриваются предназначение, современное состояние и перспективы развития основных классов и типов судов подвижного тылового обеспечения в странах НАТО.

Транспорты боеприпасов (спецоружия и боеприпасов) предназначены для доставки в районы действий корабельных соединений предметов сооружения и боеприпасов, а также снабжения ими боевых кораблей. США в настоящее время имеют 13 транспортов спецоружия и боеприпасов, в том числе восемь типа «Килауэа» и пять – «Сурибачи», Они оборудованы системой FAST, позволяющей осуществлять передачу грузов на ходу в море, включая ракеты, через четыре поста передачи. Строительство судов данного класса планируется продолжить. Так, в соответствии с кораблестроительной программой (1988–1992) планируется выделить средства на строительство двух транспортов спецоружия и боеприпасов и тем самым довести их общее количество до 15 единиц.

Имеющиеся в ВМС ФРГ два транспорта боеприпасов типа «Вестервальд» в связи с достижением предельных сроков эксплуатации к 2000 году будут выведены из состава флота. ВМС Великобритании располагают тремя транспортами боеприпасов типа «Кинтербьюри» (полное водоизмещение каждого 21200 т). Перевозка боевой техники и оружия осуществляется также универсальными транспортами снабжения. Флоты других западноевропейских стран транспортов боеприпасов не имеют и строительство их не планируют.

20.jpg

21.jpg

Универсальные транспорты снабжения (УТРС) обеспечивают боевые корабли в море на ходу топливом, в том числе и авиационным, продуктами питания, пресной водой и другими видами довольствия. Такие быстроходные суда типа «Сакраменто» (рис. 1) имеются в составе ВМС США, и согласно кораблестроительной программе планируется выделение средств на строительство еще четырех судов этого предназначения. Они смогут принимать на борт до 25 000 м3 наливных грузов, 1800 т оружия и боеприпасов и свыше 600 т других предметов МТО. [48] Ожидается, что строительство этих четырех судов будет завершено к 1994 году. ВМС Великобритании располагают судами типов «Форт Грейндж» (два) и «Ризоурс» (два, рис. 2), а также строят новую серию транспортов типа «Форт Виктория» водоизмещением 31600 т и полезной вместимостью 12000 м3 наливных грузов и около 7000 т твердых. Головное судно планируется передать вспомогательному флоту в 1990 году. Универсальные транспорты снабжения в ВМС Франции и Италии представлены соответственно судами типов «Дюранс» (четыре в строю и один строится) и «Стромболи» (два).

22.jpg

Американские транспорты снабжения типов «Марс» (семь) и «Сириус» (три) используются для обеспечения кораблей в районах боевого предназначения продовольствием и запчастями как для самих кораблей, так и для самолетов и вертолетов, а также расходным имуществом. Западногерманские транспорты снабжения типа «Люнебург» (рис. 3) могут также обеспечивать корабли ракетами и боеприпасами.

Танкеры используются для транспортировки нефтепродуктов, пополнения запасов топлива боевых кораблей, а также снабжения их другими видами довольствия в море на ходу.

23.jpg

ВМС США в составе регулярного флота имеют 14 танкеров, в том числе 12 современных [50] (пять типа «Циммарон», рис. 4, и семь - «Уичита»), а также два постройки 1945 года («Калусахатчи» и «Кэнистео»). Последние имеют вместимость около 22 730 м3 (для наливных грузов), но их возможности по снабжению кораблей в море другими предметами МТО ограничены. Наиболее универсальными являются суда типа «Уичита», которые могут принимать на борт, кроме наливных грузов, до 900 т продовольствия, запчастей и других предметов. Специалисты ВМС считают, что для удовлетворения потребностей флота необходимо иметь до 15 судов типов «Сакраменто» и «Уичита». Командование морских перевозок располагает шестью танкерами «Неошо» (1954–1956 годы, 28600 м3), пятью - «Миспиллион» (1945–1946, 23850 м3) и четырьмя современными – «Генри Кайзер» (28600 м3), строительство которых продолжается (всего намечается иметь 19 единиц). Последние будут постепенно заменять в КМП суда типов «Неошо» и «Миспиллион».

В Великобритании строительство новых танкеров в ближайшее время не предусматривается. В составе вспомогательного флота будут оставаться суда следующих типов: «Ровер» (пять единиц, полное водоизмещение по 11520 т), «Эппллиф» (четыре, 40200 т), «Олуэн» (три, 36000 т) «Тайдспринг» (27400 т) и «Оклиф» (49310 т).

Плавбазы эскадренных миноносцев обеспечивают комплексное обслуживание крейсеров (включая атомные), эскадренных миноносцев и фрегатов, имеющих на вооружении различные системы оружия, в том числе ракетное. Такие суда имеются лишь в ВМС США: два типа «Самуэль Гомперс» постройки 1967 - 1968 годов, четыре - «Йеллоустоун» (1980–1983) и три устаревших - «Дикси» (1940–1944). Строительство новых плавбаз данного класса в странах НАТО не предусматривается.

Плавбазы подводных лодок предназначены для восстановления боеспособности подводных лодок в межпоходовый период. Наиболее широко плавбазы подводных лодок представлены в ВМС США, где их насчитывается 13 единиц. Современными являются плавбазы типов «Лоуренс И. Спиар» (две) и «Эмори С. Лэнд» (три). Последние предназначены специально для обслуживания атомных многоцелевых подводных лодок типа «Лос-Анджелес». Одновременно у борта такого судна может находиться до четырех ПЛА.

Передовое базирование ПЛАРБ обеспечивают плавбазы следующих типов: «Саймон Лейк» (две), «Ханли» (две) и «Протеус» (одна). Плавбазы ПЛАРБ имеются только в ВМС США. Они располагают помещениями для хранения баллистических ракет, противолодочных управляемых ракет и торпед, других предметов снабжения. До конца 90-х годов возможна замена плавбаз ПЛАРБ «Ханли» постройки 1962–1963 годов, а также плавбаз ПЛА «Фултон» (три единицы, 1941–1945) новыми.

Плавбазы имеются, кроме того, в ВМС Франции (пять типа «Рон») и ФРГ (десять - «Рейн»). Они обеспечивают боевые корабли и катера различных классов. В ближайшей перспективе строительство новых плавбаз в европейских странах НАТО не предусматривается.

Транспорты снабжения плавбаз ПЛАРБ предназначены для перебросок с континентальной части США баллистических ракет, а также другого вооружения и грузов. Этот класс представлен в ВМС США двумя транспортами типа [51] «Норфолк» и судном «Вега». Первые два планируется заменить к концу 80-х годов судами, переоборудованными из сухогрузов проекта C3-S-33a. Их предусматривается перестроить с учетом возможности транспортировки 16 баллистических ракет «Посейдон С-3» и «Трайдент», перевозки торпед, нефтепродуктов, сжиженного газа.

Плавмастерские проводят текущий ремонт оружия и технических средств кораблей, действующих в составе передовых группировок. В ВМС США в эксплуатации находятся три плавмастерские постройки времен второй мировой войны, которые к началу 90-х годов планируется заменить четырьмя новыми. ВМС Франции имеют в своем составе современную плавмастерскую «Жюль Берн». В ВМС других стран НАТО такие суда отсутствуют, а их строительство не ведется.

В целом система подвижного тылового обеспечения стран - участниц блока, по взглядам зарубежных специалистов, позволяет успешно решать стоящие перед флотами задачи в мирное время и в начальный период войны. Одновременно они признают, что необходимо расширить права командований объединенных ВМС НАТО для придания большей гибкости использованию подвижного тыла в военное время. Кроме того, считается, что часть вспомогательных судов требует замены или модернизации, поскольку они уже не в полной мере отвечают возросшим требованиям к системе тылового обеспечения в море в связи с принятием на вооружение боевых кораблей с новыми системами оружия, предназначенных для действий в составе ударных групп в условиях значительной удаленности от своих баз.

http://zw-observer.narod.ru

Содержание



Hosted by uCoz